Военно-стратегическая ситуация на планете в новом 2006 году накалена, пожалуй, как никогда за последние 50 лет. Войны, вооруженные конфликты и масштабные террористические операции охватили почти все части света. Ближний и Средний Восток, Центральная Азия, Северный Кавказ, Тропическая Африка и Латинская Америка - в этих регионах сегодня полыхают более 30 локальных войн и вооруженных конфликтов, в которые вовлечены около 160 млн. человек. Прогнозируя грядущее развитие тех конфликтов, с которыми мы вступили в новый год, можно лишь выразить сожаление, что для сколько-нибудь оптимистических соображений оснований очень мало. Ирак Одним из главных определяющих факторов оценки военно-стратегической ситуации в 2006 году, является все возрастающая вовлеченность в боевые действия на территории Ирака и Афганистана вооруженных сил США. В канун Нового года в этих странах находилось более 180 тыс. солдат и офицеров сухопутной армии, корпуса морской пехоты и сил специальных операций. Чтобы правильно оценить вовлеченность вооруженных сил США, следует знать, что в сумме эти виды войск насчитывают около 700 тыс. человек. За четыре года безвозвратные потери американских войск составили: в Афганистане более 200, в Ираке - более 2200 солдат и офицеров; ранено соответственно 1300 и 15 тыс. человек. По данным Исследовательской службы Конгресса, каждый месяц боевых действий только в Ираке обходится американскому бюджету в 5,6 млрд. долларов. А всего на 1 января 2006 года в иракскую кампанию вложено более 270 млрд., в афганскую - 70 млрд. долларов. Важно правильно оценить не только потери, но и реальные результаты вторжения экспедиционных сил США в эти страны. Лишь с учетом таких данных возможно относительно достоверно прогнозировать развитие там военной ситуации. В Ираке сегодня, в сущности, идет гражданская война. Страна практически распалась на три этнически-конфессиональных образования. На севере - самое стабильное из них - курдская автономия. Символично, что численность ее населения с 2003 года увеличилась примерно на 100 тысяч человек и превысила 4 млн. в основном за счет беженцев из Турции и Ирана. Среди них немало опытных закаленных бойцов, которые немедленно влились в вооруженные отряды автономии, существенно усилив их возможности. По данным турецких спецслужб, численность курдской армии сегодня составляет 150 тысяч солдат и командиров. Эта армия готовится к защите территории Курдистана, который руководство курдов планирует уже в 2006 году объявить суверенным государством. Важно, что в состав его курды намеренны включить нефтяные поля Мосула. Если Курдистан обретет государственную независимость, то станет обладателем одним из крупнейших в регионе месторождений нефти. Естественно, такое не может понравиться остальным иракским этносам. И лидеры курдов отлично понимают, что защищать свою независимость и право на Мосул им придется с оружием в руках. Вооруженные силы Курдистана активно к этой борьбе готовятся, закупая современное оружие. Символично, что осваивать его и вообще создавать боеспособные формирования, курдам помогают израильтяне. Лидеры Курдистана и его население - наиболее лояльная часть иракского общества. Курды не только не ведут конфронтации с американскими войсками, но и активно содействуют им при выполнении антитеррористических операций. Наиболее крупной частью населения Ирака являются шииты - более 16 млн. человек. Они обитают на юге страны в районе нижнего течения Евфрата, русла Шатт эль-Араб и границы с Кувейтом. Именно в этом районе находится вторая группа нефтяных промыслов Ирака. В новом руководстве страны шииты заняли ключевые места, вытеснив суннитов. Однако шиитская община представляет единое целое разве что по конфессиональной, религиозной оценке. А в остальных вопросах шииты расчленены на две основные группировки, противостоящие друг другу. Главное противоречие - на кого ориентироваться после ухода оккупантов. "Армия Махди", вождем которой является Муктада ас-Садр, нацеливается на создание независимого государства иракских шиитов на той территории, которую они сейчас и занимают. Шейх Муктада намерен добиваться реализации этих целей вооруженным путем при помощи своей "Армии Махди". В конце 2005 года она представляла собой формирование, численностью до 75 тыс. боевиков, кроме стрелкового оружия, имеющих артиллерию и минометы. Примерно такая же численность и вооружение у второй шиитской группировки, ее наименование "Бадр". Она подчиняется Верховному совету исламской революции, лидером которого является Верховный аятолла Систани. Хотя обе группировки ориентируются на Иран, но между ними не утихают кровопролитные боестолкновения. Третья этническая общность страны - сунниты, проживающие главным образом в междуречье Тигра и Евфрата. Их менее 4-х миллионов, но при Саддаме именно они составляли государственную элиту, из них формировались гвардейские дивизии и все спецслужбы диктатора. Сегодня сунниты стали чем-то вроде отверженных и это напрямую толкает их в ряды повстанцев. По данным военной разведки США, повстанческие отряды насчитывают не менее 30 тыс. боевиков, в основном суннитов. И жители 4-х провинций, населенных суннитами, как правило, поддерживают партизанско-террористические действия своих единоверцев: снабжают информацией, прячут их оружие, обеспечивают укрытие. Эти действия направлены в первую очередь против правительственных объектов и чиновников, полиции, военных формирований и объектов, а также шиитских мечетей, школ и священнослужителей. И только во вторую очередь суннитские отряды нападают на коалиционные войска и объекты. Четвертая сила - террористическая группировка, в сущности, не представляет собой монолитную организацию, действующую по определенному плану. Единой является лишь ее цель: дестабилизация обстановки в стране. Группировка насчитывает от 2,5 до 3 тыс. боевиков, значительная часть которых выполняет приказы одного из лидеров "Аль-Каиды" шейха Аз-Заркави. В их составе арабы из Египта, Иордании, Сирии, Саудовской Аравии, Йемена, а также афганцы, пакистанцы, персы и др. Ирак сегодня превратился в настоящий тренировочный лагерь для экстремистов, которые проходят здесь боевую практику диверсий, похищений и убийств, после чего возвращаются на родину во всеоружии полученного опыта. Исходя из оценки данного расклада противоборствующих сил и группировок в Ираке, можем ли мы питать хоть крохотную надежду, что пребывание экспедиционных войск США в этой стране способно стабилизировать ситуацию, прекратить вооруженные конфликты, изгнать или уничтожить террористические отряды Аз-Заркави и обеспечить создание боеспособной национальной армии и эффективных спецслужб? Если говорить о 2006 годе, то ответ может быть только отрицательным. Ни в этом году, ни в течение ближайших нескольких лет, добиться выполнения столь масштабной военно-политической задачи нереально. Можно с высокой долей достоверности прогнозировать лишь возрастание людских и материальных потерь экспедиционных войск и колоссальные расходы бюджета, подрывающие экономику США. Недавно министр обороны США Дональд Рамсфелд объявил, что в ближайшее время контингент экспедиционных сил будет сокращен на 22 тыс. человек. Эти военнослужащие входят в состав соединений, введенных в Ирак в октябре минувшего года для обеспечения референдума и выборов. Их уход отнюдь не означает намерений сократить численность контингента вообще. Следовательно, прискорбные последствия стратегической ошибки, которой является вторжение в Иран, будут в году "огненной собаки" только нарастать и обостряться. Поставим вполне сакраментальный вопрос: а есть ли вообще возможность исправить ошибку администрации Буша в текущем году? Думается, наиболее здравую идею в сложившейся ситуации выдвинул генерал-лейтенант в отставке Вильям Одом, при Рейгане возглавлявший самую мощную разведывательную структуру США - Агентство Национальной Безопасности (АНБ). Он считает, что в Ираке уже развернулась настоящая гражданская война. Генерал уверен, что США не смогут оставить после себя конституционную демократию и это не зависит от длительности пребывания там наших войск. Выступая на Карнеги-семинаре, Вильям Одом выразился так: "Самым разумным выходом из создавшегося положения будет отказ от политики присутствия США в Ираке. Белому дому следует немедленно вывести оттуда войска". Генерал убежден, что стабилизировать обстановку в этой стране способна только военная диктатура, которая неизбежно возникнет после окончания гражданской войны, кто бы в ней не стал победителем. Афганистан Как и в Ираке, здесь недавно прошли парламентские выборы. И хотя президент Карзай назвал их победой над силами противников своего правительства, думается, особых оснований для такого оптимизма не существует. Ибо роль этнических лидеров, племенных и клановых вождей, в большинстве регионов страны выросла, и они являются фактически бесконтрольными владыками своих провинций и вилаетов. В их подчинении находятся внушительные вооруженные формирования, которые ими же созданы и содержатся. И переходить под власть Кабула они не намерены. Поэтому правительство Карзая, в сущности, осуществляет руководство лишь не намного далее границ столичной провинции. Да и то сказать, можно ли контролировать страну, площадью почти в полтора раза больше Франции, располагая всего лишь 28 тыс. солдат и 50 тыс. полицейских? Кроме того, местные князьки держат в своих руках изготовление и реализацию героина из макового сырья, поставляемого их же подданными, для которых это - единственный способ заработка. Таким образом князьки и крестьяне связаны мощной круговой порукой и защищать друг друга будут отчаянно. Но и кроме армий местных полевых командиров, в Афганистане сохранились отряды Талибана и "Аль-Каиды". Ирак притянул к себе террористов со всего Востока, в том числе - из Афганистана. Однако в минувшем году они стали возвращаться, обогащенные новым опытом, новыми связями и источниками финансирования. Минувшей осенью пакистанские правительственные части в мощной операции вытеснили со своей северной территории отряды талибов и перекрыли границу. И к 2006 году в южных провинциях Афганистана сосредоточилось, по данным американской военной разведки, около 8 тысяч этих экстремистов. Минувший год стал рекордным по потерям американского контингента в Афганистане, считая с момента вторжения в 2001 году. Всего погибло более 200 солдат и офицеров, из них почти половина - в 2005 году. А ведь численность американского контингента в Афганистане практически не изменилась: две бригады, с частями обеспечения - около 20 тысяч человек. И хотя Пентагон уже объявил о намерении в 2006 году вывести несколько батальонов, думается, эти планы абсолютно нереальны и вызваны некоторым затишьем в деятельности Талибана и других повстанческих отрядов в связи с наступлением зимы, когда снежный покров демаскирует и сковывает их передвижения. Кстати, до недавнего времени в Афганистане находилось около 9 тыс. военнослужащих НАТО. Осенью 2005 года Брюссель объявил об увеличении этого контингента почти в два раза. Такое наращивание сил, как понимаете, вызвано отнюдь же не стабилизацией обстановки в этой стране. В 2006 году можно уверенно прогнозировать активизацию инсургентов за счет роста их числа, повышения боевого опыта, наращивания современного оружия, в первую очередь - переносных зенитно-ракетных систем класса "Стингер", "Игла" и др. И только все более масштабное присутствие иностранных войск может как-то сдержать не только повстанцев, но и этническую междоусобицу в 36 провинциях Афганистана. Иран В конце минувшего года, министр обороны Израиля Шауль Мофаз заявил, что по сведениям израильской разведки, к концу марта 2006 года газодиффузионные центрифуги в иранском городе Натанз выдадут вполне достаточное количество оружейного урана, чтобы в лабораториях, расположенных севернее Исфахана, началась сборка ядерных боеголовок для ракет "Шехаб-3", дальность полета которых приближается к 2000 км. Если этому не помешать, добавил Шауль Мофаз, ситуация не только на Ближнем и Среднем Востоке изменится необратимо. Так что же можно сделать чтобы такое не произошло? Альтернативой происходящим попыткам уговорить или заставить иранское руководство прекратить разработку ядерного оружия, могут быть только военные действия, которые уничтожат уже созданный атомный потенциал. Думается, мало найдется сегодня военных стратегов, которые для решения данной проблемы предложат наземное вторжение в Иран. Речь может идти исключительно о ракетно-ядерных ударах по ключевым объектам иранской атомной программы. В таком случае, удар соответствующей силы, мощности и точности способны нанести лишь две страны, прямо заинтересованные в этом - Израиль и Соединенные Штаты Америки. Возможности ядерных сил Израиля позволяют успешно выполнить такую задачу. Израиль обладает соединением новейших тактических бомбардировщиков - носителей крылатых ракет с ядерными боеголовками. Но даже с новыми истребителями и бомбами, ракетами и подлодками, уничтожение ядерных объектов в Иране - задача для Израиля весьма сложная - хотя бы по сугубо техническим причинам. Дело в том, что эти объекты многочисленны, хорошо засекречены (и, вероятно, далеко не все разведаны), надежно защищены и не исключено, что продублированы. Поэтому поразить их все одним ударом не удастся. А для затяжной войны против страны с развитой и еще нетронутой врагом военной инфраструктурой, у Израиля просто не хватит сил и средств. Итак, нанести ракетно-ядерный удар для ликвидации атомных объектов Ирана способны только Соединенные Штаты. Думается, нет необходимости здесь распространяться о ракетно-ядерном потенциале нашей страны, он супердостаточен для выполнения такой задачи. Проблемы могут возникнуть лишь доктринального характера и наличия специальных боеприпасов для поражения объектов, имеющих высокую степень защищенности. И действительно, до осени минувшего года у вооруженных сил США не существовало стратегической доктрины, позволявшей наносить превентивные удары оружием массового поражения по объектам и странам, угрожающим национальной безопасности Америки. Однако теперь такой документ разработан Пентагоном и подписан президентом Джорджем Бушем. Его точное наименование "Стратегия национальной обороны США". Таким образом, военно-юридическая основа имеется. А как обстоит дело с боеприпасами для поражения сильно заглубленных и высокопрочных объектов? Ведь иранские реакторы, центрифуги и лаборатории, по данным разведки, размещены в глубоких тоннелях горного хребта Загросс. Но и здесь нашим руководством уже приняты соответствующие меры. С начала 2004 года реализуется программа расширения мощностей и возможностей предприятия "Пантекс" в Амарило (Техас), единственного, где производится сборка ядерных боеприпасов. Основные параметры нового боеприпаса - сравнительно небольшая мощность и высокая проникающая способность. Пенетраторы и еще три типа ядерных боеприпасов специального назначения войдут в арсенал ядерного оружия для превентивных ударов по группировкам и объектам террористов, а также по государствам, чьи программы создания ОМУ будут признаны угрожающими национальной безопасности Америки. Как видим, Боевое Стратегическое Командование, а именно оно призвано выполнять задачи такого рода, располагает сегодня всем необходимым для уничтожения атомной программы Ирана. Но отважится ли наш президент отдать приказ? Материал подготовлен при поддержке каталога строителей Vse Rabotniki - качественная укладка тротуарной плитки от профессионалов. |