Почти 50 лет назад власти Бирмингема, одного из самых больших городов Объединенного Королевства, убрали с его улиц трамваи. Сейчас их хотят возвратить. В конце 1940-х годов в Бирмингеме была демонтирована разветвленная и популярная у населения система трамвайных путей. Это было сделано, поскольку городские власти считали, что трамваи препятствовали движению автотранспорта. На протяжении трех десятилетий в Бирмингеме - важнейшем центре автомобилестроения - развивалась сеть автомобильных дорог. За это время городской центр был окружен сплошным поясом бетонных кольцевых дорог. Даже 10 лет назад ни в одном из проектов городского развития не предусматривалось возвращения трамвайных путей в центр Бирмингема. Место этого предполагалось проложить в городе метро. Городские власти утверждали, что трамвайные линии, проложенные по поверхности земли, вызовут перегруженность дорожного движения. Прошло время, и на сегодняшний день можно констатировать, что все изменилось. Городской совет Бирмингема уже в течение некоторого времени проводит политику, направленную на освобождение городского центра от автотранспорта. В рамках этой политики снижается роль внутригородских кольцевых дорог и целые улицы и площади превращаются в пешеходные зоны. В мае прошлого года в рамках проекта Midland Metro была открыта Первая линия метро протяженностью 20 километров. Свои последние 2 километра она проходит по поверхности земли. Наземная часть линии проложена по улицам городка Волверхэмптон (Wolverhampton), расположенного в Центральных графствах Англии. В ближайшее время планируется продлить эту линию в восточном направлении так, чтобы она прошла через центр Бирмингема в виде трамвайных путей. Эту инициативу горячо поддерживает Городской Совет Бирмингема. Строительством Первой линии занималось региональное транспортное агенство "Centro". Энди Диксон, его менеджер по развитию, недавно сказал: "Городские власти поручили нам проложить в центре Бирмингема трамвайные линии. Курсирующие там автобусы слишком сильно загрязняют окружающую среду. С точки зрения экологии, трамваи - это как раз то, что надо". Специально под проект Midland Metro были разработаны быстрые и стильные сочлененные трамваи. Они призваны помочь возрождению трамвайного транспорта как такового и повышению его популярности среди населения. К тому же правительственные директивы требуют, чтобы все элементы развития районов несли с собой оптимальные социальные и экономические выгоды для проживающих там людей. Некогда проектом Midland Metro предусматривалась прокладка в центре Бирмингема подземной линии. Одна из причин отказа от этого - ее стоимость. Первая линия метро была профинансирована комплексным пакетом грантов и заемов. Грант Европейского Союза размером 31 миллион фунтов стерлингов и эксплуатационная концессия с частным сектором на 23 года были решающими факторами для претворения проекта в жизнь. Первая линия метро проходит большей своей частью под демонтированными железнодорожными путями через самое "сердце" Черной Страны (Black Country). Этот некогда процветающий район пострадал от закрытия многих находящихся там промышленных предприятий и сейчас стремится к возрождению. Уже давно идут переговоры между британским правительством и агентством "Centro" на предмет выделения пакета инвестиций для осуществления второй стадии проекта. Основные элементы второй стадии - это, во-первых, пуск трамваев в центре Бирмингема, а во-вторых, постройка второй линии метро в Черной Стране, которая будет проходить юго-западнее города Венсбери (Wednesbury) - ключевого пункта первой линии. Еще одна основная задумка разработчиков проекта Midland Metro - это убрать часть автомобилей с перегруженных дорог. Чтобы добиться этого, власти постараются дать людям, которые живут в пригородах и регулярно ездят в город на работу, шанс сменить уличные автомобильные пробки на комфортабельный, быстрый и надежный общественный транспорт. В этой части данный проект повторяет опыт первой в Англии "легкой" железнодорожной системы Metrolink, которая находится в Манчестере (северо-западная Англия). Первая часть системы Metrolink была открыта в 1992 году. Для ее создания были использованы две "тяжелые" пассажирские железнодорожные линии. Их переоборудовали и приспособили для "легкого" использования. А для их соединения через центр Манчестера была проложена обыкновенная трамвайная линия. Создание системы Metrolink, также как и Midland Metro, было профинансировано за счет частного и общественного капитала. Успех системы Metrolink был феноменальным. Недавно управляющие частного сектора Metrolink по просьбе Высшего руководящего управления пассажирского транспорта Манчестера (GMPTE) увеличили частоту движения трамваев до одного в 5 минут. Популярность системы Metrolink отражает проблему перегруженности дорог в Большом Манчестере. В часы пик поездка из южного пригорода в центр города занимает: на автомобиле - 50 минут, на автобусе - 70 минут, на трамвае системы Metrolink - 20 минут. Прошлой осенью Metrolink открыла первую дополнительную линию в западном направлении, которая проходит через район Салфорд Квэйс (Salford Quays). Весной нынешнего года трамвайная линия будет продлена еще на 4 остановки и достигнет пригородного центра Экклз (Eccles). GMPTE уже обладает возможностями для строительства еще пяти трамвайных линий. Недавно правительству Объединенного Королевства было направлено предложение выделить на их строительство единый грант размером 490 миллионов фунтов стерлингов. Заместитель генерального директора GMPTE Джефф Инскип (Geoff Inskip) считает, что это обеспечит строителям/операторам из частного сектора большую выгоду. Он также акцентировал внимание на том, что политика правительства сейчас требует, во-первых, объединения трамваев с модернизированными автобусными службами, а во-вторых, рассмотрения проектов промежуточных "транзитных" моделей, таких как направляемые автобусы, движущиеся по резервным (рельсовым) путям. Metrolink и Midland Metro - это всего лишь два из многих проектов "легких" железнодорожных систем, уже открытых, близких к завершению или планируемых к строительству в Объединенном Королевстве. Кроме них, осенью прошлого года были открыты 28-километровая трамвайная линия в южном предместье Лондона - Кройдоне (Croydon) и 4-километровая добавочная линия к трамвайной сети Docklands Light Rail (DLR) в направлении Гринвича (Greenwich) и Левисхэма (Lewisham). Сеть DLR также будет продлена до Лондонского городского аэропорта в Докланде (Docklands' London City Airport). А в городе Ноттингем (Nottingham) планируется создание 14-километровой трамвайной линии. С 1994 года в Шеффилде (Sheffield) работает сеть Supertram. Давно организованная в северо-восточной Англии компания "Tyne & Wear Metro" планирует расширение своей сети от Ньюкастл-на-Тайне (Newcastle upon Tyne) до Сандерланда (Sunderland). Создание различных видов системы перевозки пассажиров планируется в Эдинбурге (Edinburgh) и Глазго (Glasgow) (Шотландия), Кардиффе (Cardiff) (Уэльс), Лидсе (Leeds) (северная Англия) и Портмуте (Portsmouth) (южная Англия). Материал подготовлен при поддержке: Green Coffee |