Начало парку и стадиону на Крестовском острове было положено в 1930-е гг. Вторая Мировая Война временно прервала строительство. Однако сразу после завершения войны работы возобновились. Более того, в городе практически одновременно создавались два Парка победы, - помимо Приморского, ещё и на Московском проспекте. Масштабные эти проекты осуществлялись параллельно с грандиозной работой по воссозданию тысяч разрушенных войной памятников культуры, а также промышленных, жилых и прочих строений. Да и новое строили. Свидетельствую об этом не просто как очевидец, но как участник происходившего. Эффективно работавшие госструктуры и массовое участие горожан обеспечили завершение строительства Приморского парка и первой очереди Кировского стадиона к 1950 году. В частности, был выполнен большой объём земляных работ по углублению залива и повышению рельефа стрелки Крестовского острова. Ландшафт нашего равнинного города обогатился внушительным холмом стадиона. Исторически просвещённые личности увидели здесь перекличку с древнерусскими сопками на других участках Пути из варяг в греки, тысячелетие назад проходившего вдоль наших берегов. Большинство же граждан просто радовались возможности наблюдать спортивные соревнования и участвовать в физкультурном движении на стадионе, отдыхать в парке. В дни футбольных матчей огромный амфитеатр стадиона заполнялся болельщиками. Да и в остальное время стадион и парк не пустовали ни летом, ни зимой. Стадион занял важное место в сердцах горожан и, следовательно, - в жизни города. Величина стадиона такова, что различим из Космоса. Но когда смотришь с более привычных точек, восторг вызывает не столько грандиозность сооружения, сколько органичность его присутствия на Земле, причём именно в Петербурге, и именно на Крестовском. Стадион словно бы вырастает из зелени парка. Дух захватывает, как оглядываешь с высоты его гладь залива, разнообразно играющую в переменчивых лучах нашего петербургского света, то яркого, то приглушенного. Специалисты в области проектирования крупных объектов общественного назначения проявляют к комплексу Приморского парка Победы и стадиона профессиональный интерес. На протяжении десятилетий мне частенько доводится сопровождать российских и зарубежных коллег, приезжающих с целью обмена опытом и знакомства с городом. Все с большим интересом знакомятся с памятниками и ансамблями XVIII - начала XX веков. А вот из созданного после 1917 года наивысший рейтинг у комплекса на Крестовском. Обратим внимание на ряд его объективных достоинств. Место расположения стадиона авторами проекта, возглавляемыми одним из крупнейших специалистов 20 века академиком архитектуры А.С. Никольским, выбрано чрезвычайно удачно. Стадион вырос на Западной стрелке Крестовского острова, вдающейся в залив и омываемой с трёх сторон. Раньше это была низменная, болотистая часть острова, свободная от построек. Ось главного входа на стадион с восточной стороны совмещена с центральной аллеей парка, прочерченной на месте древней просеки, что безоговорочно сделало стадион главным сооружением на острове. Главное сооружение в парке получило облик, свойственный именно парковому сооружению, и не противоборствует природному ландшафту тяжёлыми строительными конструкциями. Проблема же такого противоборства возникнуть вполне могла. Начиная с античности городские стадионы мира строились в виде крупных инженерных сооружений в форме "овальных ванн" с амфитеатром внутри и обращёнными во внешние пространства высокими стенами, являющимися опорами рядов амфитеатра. В определённом смысле, Александр Никольский с коллегами создал новый тип постройки спортивного назначения. Они возвели гигантское кольцо из земли, намытой со дна углубляемого залива, повысив при этом рельеф парка в среднем на 2 метра. Внутри холма созданы амфитеатр и спортивная арена с футбольным полем, беговой дорожкой, легкоатлетическими площадками. Наружные мягкого очертания склоны получили прогулочные кольцевые террасы, пологие лестницы, пандусы и газоны. Зелень газонов сообщается с зеленью парка и зрительно возносит её к голубизне неба над заливом. То есть, - вдумаемся! - на Крестовском впервые был создан грандиозный стадион в парковой среде, причём создан из исключительно природного местного материала и без применения дорогостоящих, сложных в исполнении крупных конструкций. Уже одно это делает наш стадион уникальным сооружением. Однако не только это. Впервые в практике стадионостроения был осуществлён принцип прямоточного движения многотысячных потоков зрителей. В дни массовых спортивных мероприятий парк становится своеобразным фойе - накопителем. Так и было задумано. К началу состязания зрители постепенно подходят к площади перед стадионом и к кольцевой аллее у подножия холма, с которых равномерно поднимаются по лестницам и пандусам к промежуточным и верхней кольцевым террасам. С верхней террасы зрители спускаются по лестницам в любой из 55 рядов амфитеатра и беспрепятственно заполняют все 52 сектора чаши. Любопытная деталь: лестницы расширяются по направлению снизу вверх, т.е. по мере увеличения потока. После окончания матча зрители, как водится в такие минуты пребывающие в заметно возбуждённом состоянии, без толчеи покидают стадион. Замечательно, что на полную разгрузку амфитеатра при такой схеме требуется всего 10-12 минут, тогда как при традиционной схеме через внутренние проходы-туннели потребовалось бы около 40 минут. Повторяю, в своё время достоинства нашего стадиона были высоко оценены практиками и теоретиками архитектуры. Земляные стадионы начали возводить в других городах. Этот опыт используется и в зарубежной практике. То есть, в культурном отношении, стадион на Крестовском это не только значительнейшая достопримечательность нашего города, - что, отметим, само по себе уже очень немало, - но вдобавок серьёзная веха на путях развития мировой архитектуры. Пора бы нам научиться ценить свои достижения! К XXII Олимпийским играм 1980 года Кировский стадион привели в соответствие с требованиями, предъявляемыми к сооружениям для международных соревнований высокого уровня. Тактичность авторов проекта реконструкции под руководством архитектора А.И. Трибульского проявилась в том, что полностью сохранили парковый стиль стадиона. Созданные в соответствии с программой реконструкции службы не вызвали появления вокруг стадиона новых зданий, что привело бы к значительным отклонениям от архитектурно-художественных идей авторов-новаторов первоначального проекта А.С. Никольского, К.И. Кашина-Линде и Н.Н. Степанова. В парке оставались только сооружения, которые были необходимы для отдыха и спорта. Ничего чужеродного, замкнутого от посетителей. Сегодняшняя тревога вызвана тем, что в последние время резко изменилось отношение к проблеме сохранения городских архитектурных ансамблей, в том числе на Крестовском острове. Восточная часть острова, вплоть до ограды Парка Победы застраивается громоздкими зданиями. При этом уничтожаются вековые деревья. Появились постройки неподалёку и от стадиона. Ажурные пешеходные мостики через Гребной канал, задуманные архитектором Никольским, при такой тенденции явно уж не появятся. Зато вместо здания паркового ресторана и кафе, которые пользовались популярностью у посетителей парка, появился претенциозный жилой дом новобуржуазного типа. Территория парка, оставшаяся в ведении города, ветшает без должной охраны и ухода. Чистота и порядок только там, где расположены аттракционы "Диво острова", - предприятие коммерческое, в эстетическом плане выглядящее не ахти как, но, во всяком случае, месту функционально соответствующее и детишек добросовестно развлекающее. Известия о намечающемся сносе Кировского стадиона вызывают прежде всего недоумение. Как вообще можно ставить вопрос об уничтожении того, что является бесспорной культурной ценностью? Памятником не только материальной культуры - архитектурной, инженерной мысли, но также памятником эпохи большого созидания и большого воодушевления. Эпохи героической, трагической, во многом - и для многих! - преступной, но при всём том безусловно не пошлой. Эпохи поучительной и хотя бы поэтому заслуживающей сохранения памяти о себе в наиболее выдающихся своих зданиях. Далее: Городу будто бы обещаны крупные инвестиции на строительство нового стадиона, взамен Кировского. Только обещанный стадион будет исключительно для футбола, в то время как существующий - универсальный. Там и сейчас, - даже при нынешнем запустении, - ежедневно сотни людей гоняют на роликах и велосипедах, играют в бадминтон, перебрасываются тарелкой, просто загорают на склонах холма. Посмотрите на этих молодых людей. Они живут в своём городе и имеют право проводить досуг в полезных для здоровья занятиях там, где им это удобно, и там, где мы, люди постарше, создали им для этого условия. И оплатили, надо сказать, дорогой ценой. Оглядимся вокруг: после предыдущих инвестиций в городе появились дорогая яма у Московского вокзала и пустырь на месте Дворца культуры им. Первой Пятилетки. Что может появиться на месте уникального стадиона при нынешней направленности городских властей? Что останется от парка, в целом от Островов, если не заявить о своих интересах, попираемых городским начальством, если за своё не вступиться? Ответы, в общем-то, очевидны. Я полагаю, что правительство Петербурга обязано содержать уникальный спортивный комплекс на Крестовском в состоянии, которого он заслуживает. Да, как всякое общественное сооружение, комплекс должен развиваться сообразно меняющимся общественным запросам. У Кировского стадиона есть для этого потенциал. Как есть возможность, модернизируясь, не терять идентичности в качестве великолепного памятника своей эпохи. Эпоха та миновала, культурные её памятники с каждым годом прибавляют в исторической ценности, делаются всё более любопытными в эстетическом и других смыслах. Уничтожение стадиона категорически не допустимо. Культура любит поступательное развитие. Чем последовательнее движение, тем прочнее её достижения. Проект модернизации стадиона на Крестовском обязательно должен предполагать осуществление второй очереди спорткомплекса, в своё время не завершённого. Давайте увенчаем, как задумал академик Никольский, холм стадиона ажурной прогулочной террасой. Да возведём, в соответствии с авторским замыслом, десятиэтажную башню для размещения технических служб управления, - оснастив таковые, само собой разумеется, электроникой наиновейшей. Техническое оформление идей Александра Никольского было завершено его соавторами уже после кончины архитектора в 1953 году. Так что дорогостоящего конкурса проводить не придётся. В существующей чаше стадиона вполне можно разместить новый амфитеатр, поменьше, с тем чтобы зрителей приблизить к футбольному полю. Возникнут новые объемы для организации внутренних помещений, более комфортных, отвечающих сегодняшним требованиям. Задача сооружения навеса над местами зрителей также может быть решена без ущерба для авторского замысла, и к тому же сравнительно недорого. Давайте, во-первых, вернём в состояние полноценной жизни заслуженный наш стадион, модернизировав его самым что ни на есть европейским методом, то есть с максимально возможным следованием исторической традиции и сбережением ресурсов. И, во-вторых, двигаясь этим путем, давайте приобретём не заимствованное, своё понимание - где, когда и какими способами надлежит нам возводить новые стадионы, театры и даже когда-нибудь, может статься, и небоскрёбы, - и создавать их такими, чтобы не умалить, но приумножить наследие исторического Санкт-Петербурга. |