- Протестное движение в Петербурге является одним из наиболее влиятельных и организованных в России, ему удалось заставить считаться с собой городские власти. Значит ли это, что левые, вытесненные в Петербурге из "большой политики", смогут вновь вернуться в политический процесс в качестве влиятельной силы? - Протестное движение в Петербурге не является левым. Хотя левые играют в нём важную роль, оно не основывается на левой идеологии. Поэтому нельзя ожидать, что левые смогут через участие в протестном движении вернуться в политический процесс в качестве политической силы, действующей в соответствии с собственной идеологией. Поэтому следует различать требования потестного движения в целом и позицию левых, которая, конечно же, намного радикальнее и жёстче этих требований. Внутри протестного движения мы стремимся к достижению компромисса, который позволил бы всем его участникам действовать совместно, но отказываться от собственной позиции мы не собираемся. Между тем в Петербурге уже обозначились игроки, которые хотели бы использовать влияние левых в протестном движении, не принимая в расчёт нашу идеологию и основанное на ней видение социально- экономических и политических проблем. В частности, подобную тактику пытается реализовать "Яблоко", для которого сохранение влияния в Петербурге имеет решающее значение. Но для нас сотрудничество на таких условиях означало бы отказ от возвращения в политический процесс в качестве самостоятельной силы. Как мы можем сделать это, пока неясно. Ресурсные возможности левого движения в Петербурге чрезвычайно ограничены. Нам удалось вызвать к себе интерес СМИ, попасть на страницы газет и в выпуски новостей. Но почти исключительно в качестве организаторов протестных действий - наши идеологические позиции не входят в зону внимания прессы. Левому движению необходим политический союзник, готовый учитывать наши идеологические позиции при выработке совместной стратегии и программы. Теоретически таким союзником левого движения могла бы стать КПРФ, которая в нашем городе, является единственной социально-ориентированной партией, имеющая шанс на выборах по партийным спискам. Но городская организация КПРФ не желает работать с общественными структурами и заниматься объединительной деятельностью в политическом пространстве. Возможность для сотрудничества у нас появится только при изменении позиции её руководства. Со своей стороны могу сказать, что подобное сотрудничество мне представляется крайне важным как для самой КПРФ, так и для левого движения Петербурга в целом. В связи с изменением избирательного законодательства, резко сократилось число площадок для формирования списков в городское Законодательное Собрание. Единственной площадкой, в деятельности которой могли бы принимать участие левые, является избирательный список КПРФ. Возможно, в некоторых регионах в качестве такой площадки может выст упать избирательный список "Родины", но в Петербурге для левых сотрудничество с "Родиной" исключено. - А что препятствует сотрудничеству левых и "Родины" в Петербурге? - Городская организация "Родины" в целом занимает националистическую позицию, но было бы смешно упрекать её руководство в национализме, поскольку оно, по всей видимости, лишено всякой идеологии. Националисты просто используются им как "массовка" и "пехота", но их лозунги и программные заявления стараются не пропускать в информационное пространство, опасаясь напугать и потерять избирателей... При этом городская "Родина" пытается расширить свою социальную базу, время от времени выступая под социал-патриотическими лозунгами. По моему мнению, для "Родины" вообще характерно это внутреннее идеологическое противоречие между националистами, на организационные возможности которых местные партийные структуры опираются в своей деятельности, и социал-патриотами - подлинными и мнимыми, - которые составляют большинство в руководстве "Родины". Пока это противоречие не заметно для общественного сознания, что позволяет "Родине" удерживать антиолигархическую нишу, занятую ей на прошлых выборах. Поэтому "Родина" представляет для левых некоторую электоральную опасность. Не будучи левой организацией, она выступает под лозунгами левых (которые в политической практике соединяются с крайним национализмом), вводя в заблуждение избирателей. "Родина", по крайней мере в нашем городе, превратилась в препятствие для расширения поля влияния левой идеологии. - А есть ли вообще у левых перспективы с точки зрения роста идеологического влияния? - Нами создан Комитет единых действий как левое идеологизированное ядро в Движении гражданских инициатив, которое в целом стоит на умеренных социал- демократических позициях. В отличие от либералов, фактически подчинивших своему влиянию "Петербургское гражданское сопротивление", мы пытаемся заниматься социальными проблемами. Либералы в последнее время увлеклись уличными акциями, имеющими расплывчатый антивластный характер. Но увлечение либералов протестной активностью не означает, что они стали лучше понимать социальную проблематику. Она всегда была им чужда, и сейчас используется в лучшем случае как один из поводов для выражения протеста. Это даёт левым возможность расширять своё идеологическое влияние на протестное движение, поднимая социальные проблемы, превращая их в основу для общественной консолидации и мобилизации. Сейчас трудно сказать, сумеют ли левые стать идеологическими лидерами социального протеста. "Петербургское гражданское сопротивление" - популярная организация, используя которую либералы пытаются конкурировать с левыми, стремятся заручиться поддержкой протестно настроенных горожан. Ситуация осложняется тем, что городская организация КПРФ фактически вышла из протестного движения. Это резко уменьшило организационные возможности левых, которые чрезвычайно нужны именно сейчас, когда протестное движение начинает политизироваться. - В чём выражается политизация протестного движения, и как в этой ситуации должны действовать левые? - Люди сейчас охотно подхватывают политические лозунги. Поэтому основной вопрос сегодня - кто будет выдвигать эти лозунги. От этого зависит и в каком направлении будет развиваться протестное движение, и какие настроения оно будет выражать. Соответственно, социальная база и позиции протестного движения определят, какие политические силы будут его организовывать, и какие задачи они будут при этом ставить. Таким образом, сейчас решается вопрос о дальнейшей судьбе российского протестного движения, которое может стать инструментом социальных преобразований, только если оно будет возглавляться левыми силами и формироваться под левыми лозунгами. Левым необходимо захватить руководство протестным движением и обеспечить себе идеологическое лидерство в нём. Пока эта задача решается чрезвычайно неэффективно. Левые пока не дают либералам перехватить политическую инициативу, но, если левым не удастся преодолеть собственные слабости и соединить взаимные усилия, лидерство в организации социального протеста неизбежно перейдёт к либералам. |