Санкт-Петербург может стать первым крупным городом в мире, который не обеспечивает пенсионерам льготы на транспорт.
C 1 января 2005 г. Смольный собирается упразднить льготу на транспорт для пенсионеров. Таким образом, город может стать международным изгоем из-за своего отношения к старшему поколению.
Общественное движение "Экотранспорт" провело исследование мировой практики и не обнаружило ни одного города, где пенсионеры оплачивают полную стоимость проезда. В США и западной Европе типичная скидка - 50%, в Азии и Южной Америке, побольше. В некоторых городах скидка не действует в час пик. Но везде есть льгота для пенсионеров.
Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко утверждает: "Есть федеральный закон, предполагающий замену льгот денежными выплатами - это государственная политика".
Решение правительства России не вмешиваться в льготную политику на городской транспорт вполне соответствует мировой практике. За рубежом, льгота на транспорт предоставляется городом, а не центральной властью. Одновременно с упразднением транспортной льготы Смольный собирается увеличить пенсию на пару сотен рублей. Любое добавление к мизерной пенсии, конечно, приветствуется. Но так называемая "денежная выплата", которая заменяет льготу, по сути, не имеет никакого отношения к транспорту - это просто увеличение пенсии.
Общественный транспорт - самый экологичный выбор для пенсионеров, а личный автомобиль - самый вредный. Упразднение льгот на транспорт выглядит особенно нелепо в свете значительных льгот, которые город предоставляет автолюбителям (в т. ч. повсеместная бесплатная парковка на общественной земле). Упраздняя льготы на транспорт, город увеличивает поощрение использования личного автотранспорта вместо общественного. Даже в тех странах, где пенсия позволяет старикам жить комфортно, пенсионеры все равно получают льготу на транспорт. В Петербурге, где пенсия остается ниже, чем прожиточный минимум, эта льгота жизненно необходима.