Министерство природных ресурсов Российской Федерации
Почтовый адрес: 123995 Москва, Большая Грузинская ул., 4/6
Телефон: (095) 254-48-00, Факс: 254-43-10, 254-66-10
Министру Трутневу Ю.П.


Уважаемый Юрий Петрович!


Я обращаюсь к Вам от имени жителей г. Санкт-Петербурга, которые являются представителями Ассоциации Территориального Общественного Самоуправления (АТОС). За последние несколько лет условия жизни горожан значительно изменились к худшему. Основной причиной является игнорирование гражданских прав органами государственной власти СПб. Конституции (Уставы) субъектов РФ, каким является город Санкт-Петербург, обладают всей полнотой государственной власти только вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст. 73 Конституции РФ). Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ четко определены в ст. 72 Конституции РФ: например, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, жилищное, земельное законодательство, законодательство об охране окружающей среды и др. Это значит, что никакое принципиально новое местное законотворчество в указанном диапазоне непозволительно. На местах можно только разрабатывать механизмы исполнения федеральных законов. При этом Минюст обязан проводить юридическую экспертизу таких актов на предмет их соответствия Конституции и федерального законодательства. Все это также необходимо увязывать с европейскими нормами. Минюст обязан проверять (но не делает этого) не только сами документы, но и порядок (алгоритм) процедур. Например, процедура выделения земельного участка под застройку, общественные слушания, пакет документации, представляемой компанией-застройщиком и т.д. Для того чтобы выделять участок под застройку, нужно иметь правоустанавливающие документы. Сегодня чиновники продают то, что им не принадлежит, не имея таких правоустанавливающих документов без согласования с жителями. Все происходит по закону: "Кто с ножом, тот и с мясом". Строительство, аренда "нежилых" помещений, их продажа, перевод жилья в "нежилые" помещения и пр. - все происходит по распоряжениям губернатора, подменяющих базовые юридические документы. Так правовое государство не строят. Где "единое правовое поле"?

В соответствии с пунктом 18 Приказа от 29 октября 2003 г. номер 278 Министерства Юстиции РФ об утверждении рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ необходимо проверять порядок принятия актов. "В основном это касается актов, устанавливающих порядок использования объектов окружающей природной среды, утверждающих различные нормативы и т.п. Например, статьей 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. номер 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" установлено, что обязательной экологической экспертизе подлежат проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды ...". На стадии проектирования должны проводиться нулевые общественные слушания с учетом уже имеющихся документов ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду), а вовсе не после того, как будет возведен объект, в результате строительства которого наносится колоссальный ущерб окружающей среде, людям, а в ходе его эксплуатации может произойти техногенная или экологическая катастрофа (или обе одновременно), как это запрограммировано в случаях с торгово-развлекательным центром "Французский бульвар" (бульвар Новаторов) и строительством жилых зданий в защитной зоне нефтепровода на Дачном проспекте (номер 15, 17). Строительство жилого дома напротив домов номер 61-65 по улице Дибуновской ведется на территории бывшего кладбища в нарушение закона "О захоронениях", с вырубкой старинных деревьев, со сфабрикованными общественными слушаниями, изменением проекта в процессе застройки и избиением протестующих жителей.

В городе нет ни одной стройки, которая бы велась с соблюдением Конституции, Градостроительного, Земельного, Жилищного, Экологического законодательства. Алгоритм общественных слушаний разработан не на основе ФЗ номер 174, а на основе местных актов, последний из которых был принят 25 февраля 2004 года "О порядке участия граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга". Этот закон противоречит ФЗ номер 174. У граждан, которые являются сувереном и собственником отчуждаемого имущества, почему-то только совещательный голос, хотя в соответствии с ФЗ номер 174 они могут принимать любые решения, вплоть до отклонения проекта. Слушания играют роль формальной процедуры, в подавляющем большинстве случаев - сфабрикованной. Для многих жителей начало таких строек - сюрприз. Уже после т.н. "общественных слушаний", о которых они не знали, жители проводят сходы и пикеты, собирают сотни протестных подписей, т.к. "уплотнительное" строительство в действительности таковым и является. Этих точек нет (и понятно почему) в Градостроительном плане, который будет иметь юридическую силу до 2005 года. Оно ведется за счет вырубки скверов, уничтожения спортивных и детских площадок (ул. Шостаковича дом номер 5), в недопустимой близости от старых жилых домов. В результате старое жилье страдает (трещины, слабый напор воды, перепады напряжения и т.д.). Заранее закладывается конфликт между старожилами и новыми жителями округов.

Обустройство строительства нового здания за счет захвата части чужой придомовой территории в уже сложившейся зоне застройки - это не просто ущемление имущественных интересов старожилов, это нарушение экологических параметров, которое приведет к ухудшению условий проживания (Институтский пр. 9, ул. Лени Голикова д. 8, Кронверкский пр. д. 65, угол ул. Радищева и Красной Звезды в г. Пушкине - квартал 18207 Б и, увы, многие другие). Когда Администрации нужно дать "добро" на строительство, они с легкостью "выводят" "пятно" застройки из охранной зоны, причем эти занимаются не только местные чиновники, но и федеральные. Жители города категорически против строительства второй сцены Мариинского театра, которое опять намечается без общественных слушаний, с "выводом" из охранной зоны, методом разрушения домов-памятников архитектуры и культуры ... на деньги налогоплательщиков, которые яростно протестуют! Никому этот проект не понравился ни простым жителям, ни специалистам. Жители просто в шоке от предстоящего акта вандализма по отношению к ним и городу.

Закон РФ "О разграничении государственной собственности на землю" своеобразно воспринимается чиновниками СПб. Они разъясняют, что если разграничение не было произведено, то автоматически вся земля в СПб является собственностью "города". При этом они "забывают", что именно они были обязаны произвести паспортизацию жилья с прилегающими территориями как единых и неделимых комплексов недвижимости, затем - межевание и инвентаризацию всех остальных городских земель в соответствии с остальными формами собственности. Без существования таких имущественных реестров невозможно и преступно вести хозяйственную деятельность в городе. Права на собственность возникают только после их регистрации в государственных органах юстиции в установленном законом порядке.

Частная, государственная, муниципальная, общественная и иные формы собственности равным образом признаются и защищаются. Земля провозглашается как основа жизни и также может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 8 и 9 Конституции РФ). Разграничение государственной собственности на землю подразумевает ряд положительных правовых последствий. У собственника появляется возможность лучше других использовать свою собственность и заботиться о ней (Комментарии к закону "О разграничении государственной собственности на землю" под редакцией С.А.Боголюбова, 2003 г.) Базовым законом, регулирующим земельные отношения в РФ, является Земельный кодекс РФ от 25.10.01 г. номер 136-ФЗ. Кодекс определяет содержание государственной собственности на землю - это земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ст.16). Вспомним термин "разгосударствление". Спрашивается, с чего надо было начинать? Прежде всего, для разграничения форм собственности необходимо было определить общую собственность граждан в многоквартирном доме, т.к. подавляющее число наших граждан имеет жилье в многоквартирных домах, образующих с земельными участками единый комплекс. Органы государственной власти обязаны были определить этот единый имущественный комплекс, а не бросать граждан с их собственными квартирами в буквальном смысле в "подвешенном" состоянии, т.е., отлучив их от земельного участка, пытаясь сдать его в аренду или выгодно продать его еще раз (ул. Сердобольская дом 9). Затем нужно было определить собственность юридических лиц, муниципальных образований и федеральную собственность. Нечистоплотность представителей органов государственной власти в проведении приватизации имущества проявилась в том, что граждане подвергаются обману и манипуляциям с существующими приватизированными и еще неприватизированными квартирами. Прошло уже более десятка лет "реформирования" в этой сфере, а большинство граждан не имеет возможности реализовать свои права в нарушение статьи 209 ГК РФ. Вместо граждан и их объединений этим успешно занимаются КУГИ и сомнительного рода "управляющие" структуры (ул. Миллионная 27 - Академия Наук, Садовая ул. дом 8, г. Ломоносов, ул. Швейцарская дом 1, ул. Богумиловская дом 17- Лен. Военный Округ). По двум последним адресам практически нет никакого обслуживания жилья, в придачу "ГУП ТЭК" отрезал эти дома за "неуплату" от горячего водоснабжения и отопления, а на носу зима. При этом у жителей квитанции оплачены, не производит выплаты ЛенВО. Эти же деятели из ЛенВО приступили к продаже чердака в доме по Садовой улице дом 8, невзирая на тот факт, что в доме все квартиры приватизированы. Это грубейший обман своего народа. Не население инициировало начало реформ, а представители государства. Они и должны нести ответственность за свои начинания и, соответственно, обязаны довести эти реформы до логического завершения. У органов государственной власти есть неограниченные возможности для законотворчества, они могут контролировать исполнение законов, у них все судебные рычаги, прокурорский надзор и т.п. У жителей таких возможностей нет. Опыт правозащитных организаций показал, что они никаким образом не могут влиять на систему круговой поруки, кроме протестных мер. Максимум на что может рассчитывать среднестатистический гражданин - это безграмотные отписки абсолютно из всех инстанций.

Бурная градостроительная деятельность в СПб выявила, что сотрудники администрации и органов юстиции при исполнении своих обязанностей не только не руководствуются Конституцией РФ. Они позволяют себе произвольно трактовать или вовсе игнорировать даже базовые принципы Гражданского, Земельного, Градостроительного кодексов, а заодно и другие законы нашего государства. Именно по этим причинам "уплотнительная" застройка происходит на земле, принадлежащей гражданам, проживающим на данной территории с нарушением их имущественных прав.

Об этом знают или должны знать чиновники администрации. Почти 1700 "пятен" застройки, которые были найдены с борта самолетов или вертолетов, собранные в единую информационную систему, с привлечением "Леонтьевского центра" никогда не могут быть зарегистрированы на законных основаниях государственными органами юстиции. Вся прибыль от такого строительства незаконна. В СПб деньги, задействованные в строительном бизнесе сопоставимы с 1/2 или 1/3 бюджета города. Есть ли еще такая цивилизованная страна в мире с подобными безобразиями?

Несмотря на бурную строительно-уплотнительную деятельность очередь на жилье не движется, коммуналки не расселяются, зато ударными темпами "согласуется" перевод жилых помещений в "нежилые", при этом такие помещения не имеют никаких изъянов и дефектов. Скажем, в доме, где живу я, на ул. Миллионной дом 11, 2000 кв. м "нежилых помещений" сдано в аренду. 3 этажа превосходных помещений с высокими потолками, видом на р. Неву, с балконами признаны "непригодными для жилья". Их сдали обществу "Красный Крест", которое, в свою очередь, сдает их в субаренду с выходами в жилые подъезды (риэлторской компании, сети аптек - зарабатывает деньги). В это же время жители дома все еще проживают в коммуналках и трущобах, где полы находятся ниже уровня нулевой отметки, но по логике нашей администрации, эти помещения пригодны для проживания людей.

Органы государственной власти СПб, используя как предлог пресловутую поправку Лужкова-Шишлова-Бабурина к закону "Об общих принципах организации местного самоуправления", истолковали ее таким образом, что общие для всех регионов принципы организации органов государственной власти и местного самоуправления, оказались нарушенными в СПб. Данная поправка, провозглашающая "единство ведения городского хозяйства" привела к тому, что все властные полномочия оказались в руках администрации СПб при попустительстве Законодательного собрания. В городе не произошло разграничения полномочий по управлению в соответствии с различными формами собственности. Управление общим имуществом жителей в домах, имуществом жителей муниципальных округов, имуществом субъекта Федерации и федеральным имуществом распоряжаются чиновники. Все решения принимаются на основании их распоряжений или распоряжений губернатора. При этом абсолютно исключено участие граждан в принятии жизненно важных для них решений. Я веду переписку с различными ведомствами, в том числе, федеральными, пытаясь разъяснить, какой непоправимый вред наносит такое "единое ведение городского хозяйства".

Игнорирование ст. 290 и 552 ГК РФ руководством города, которое любое совместное имущество граждан (кроме личного) называет принадлежностью "казны Санкт-Петербурга", привело к массовым и незаконным продажам "нежилых помещений" в жилых домах, сдаче их в аренду, переводу пригодных для жилья помещений в "нежилые". При переоборудовании таких "нежилых" помещений ломаются несущие конструкции, которые являются общим имуществом жителей. Мнение жителей при этом никто не спрашивает, средства от продаж и аренды не идут на содержание домов. Дома стремительно ветшают и разрушаются. Жители страдают от засилия посторонних людей и машин в своих домах и дворах. О безопасности в доме нет речи, арендаторы пользуются входами в жилые подъезды, ломают домофоны, установленные жителями (ул. Миллионная д. 11, ул. Большая Конюшенная д. 29). По последнему адресу арендаторы заложили пожарный выход из жилого подъезда во двор, лишили жителей права пользоваться дворовой территорией, им некуда выносить мусор. Во дворах устроены парковки автомашин арендаторов с их починкой, мойкой, срабатыванием сигнализаций. Это не только мелкие частные компании. Это Вневедомственная экспертиза (Минюст) - ул. Некрасова дом 8, прокуратура и суд - Лиговский проспект дом 44. Разве жители могут одолеть таких соперников?

Перенаселение арендаторами и намеренное доведение жилых домов до состояния "нежилых" с искусственным увеличением парка частного транспорта в центральных районах города, привело к хаотическим парковкам в жилых дворах, на тротуарах, двойной парковке, парковке на газонах и даже езде по газонам и аллеям (Б. Конюшенная улица). Парковки в зоне общественного транспорта стали нормой. По этим причинам пропускная способность центральных улиц крайне низка. По данным издания "Информ-девелопмент", СПб, 2004 г. всего один автомобиль, припаркованный на перегоне улично-дорожной сети, создает в час пик помехи для 600-700 машин/ в час. Всего один автомобиль, припаркованный в зоне перекрестка, снижает пропускную способность на 750-800 машин/ в час (перекресток - ул. Гороховая, Б. Морская). Сужение на одну полосу ведет к падению скорости от 50 до 25 км/ в час. Штраф за перечисленные нарушения равен 0,5 МРОТ. ГИБДД этим не занимается. Распространены случаи парковки машин на въездах во внутренние дворы, ГИБДД этим тоже не занимается, хотя в случае пожара или других экстренных случаях, это может привести к человеческим жертвам. Повторю, основная причина перечисленных экологических нарушений - повальная незаконная аренда и продажа "нежилых помещений", превращение квартир в "нежилые" помещения.

Поистине адские условия проживания создаются самими органами государственной власти. Уже более 5 лет жители Лиговки дом 44 пишут письма во все инстанции с просьбой убрать мусорный контейнер - "кухто" с детской площадки, но он до сих пор стоит прямо в центре маленького сквера. Отписок - неподъемный чемодан. Грязь, крысы, смрад, затопленный подвалы - в самом центре города. По данным Горного института в исторической застройке происходит прогрессирующее разуплотнение почвы из-за продуктов жизнедеятельности человека. Из-за колоссального износа канализационных труб в почве создалась благоприятная среда для размножения грибков и создания агрессивной по отношению к фундаментам среды. Канализационные стоки не выполняют своих функций, загрязнения поступают в водоемы вместе с подземными водами.

Еще одна поистине серьезная проблема - неправильное использование водоемов. Жители, проживающие вдоль рек и каналов, уже много лет жалуются, что не могут спать из-за ночных прогулок на катерах и теплоходах. Это приватные пьянки с высадкой, например, на берег Новой Голландии, использование мощных громкоговорителей, музыка через динамики. Недавно я убедилась в этом сама. Этим летом прямо перед моим жилым домом на Дворцовой набережной дом 10 (хотя много мест, где есть нежилые дома) на расстоянии 15-20 м от него установили временный причал, куда пришвартовываются по 4 судна одновременно. Окна открыть невозможно: двигатели работают, гарь поступает в квартиры, орет громкоговоритель, ночью играет музыка - со стороны государственных органов на жалобы жителей - нулевая реакция. Вообще в нашем городе сложилась уникальная ситуация. На все наши жалобы и просьбы решить проблемы один ответ: не нравится - идите в суд. Поскольку проблемы создаются чиновниками намеренно, ибо все "согласования" - это дополнительный источник их дохода, то никто их не будет решать, тем более, наш независимый от нас суд. Суд не будет подменять собой работу государственных структур, которые только для того и замысливали, чтобы защищать наши гражданские права. На деле они восприняли свое существование на наши налоги как создание своеобразных административных бизнес-структур (в нарушение ст. 66 ГК РФ).

Подводя итог, хочу заметить, что в городе полным ходом идут анти-жилищная, анти-муниципальная и анти-административная реформы. Нарушение ст. 3 и 4 Конституции РФ стал захват властных полномочий чиновниками, подмена государственных интересов личными и корыстными, что привело к нарушению гражданских прав в массовых масштабах. Недавно В.И. Матвиенко выставила на продажу как "незастроенные" участки земли (под частный бизнес) ряд социальных объектов: поликлиники, больницы, детские сады, подростковые клубы. При такой необоснованной реструктуризации, слиянии двух поликлиник в одну при последующей продаже освободившегося здания, жителям приходится вставать рано, чтобы в 8 часов утра отстоять в очереди и получить талончик на прием к специалистам, иногда на другие дни, несмотря на боли.

Количество общественного транспорта по отношению к коммерческому мало. Можно часами ждать нужный автобус. В коммерческом транспорте "льготников" заставляют платить за проезд. Если они не платят - их вышвыривают на улицу. Жилищная реформа вряд ли нам понадобится - дома рухнут раньше. Муниципальная реформа вряд ли нам понадобится - все муниципальное имущество будет распродано в частные руки, процесс идет бойко. До реформы здравоохранения мы можем не дотянуть. Неотложная помощь не приезжает на вызов. Все так реструктуризировали, что ехать просто некому. 6 августа у меня случился приступ почечной колики. Мы прождали неотложку 1,5 часа, она так и не приехала. Диспетчер сказала, что врачи не вернулись с предыдущего вызова, и что она ничем помочь не может. Мы вызвали платную скорую, она тоже ехала целый час. Час обслуживания стоит 1500 рублей. Если бы на моем месте был бы кто-то постарше и с более слабым сердцем - он бы умер от болевого шока. Соседка от бессилия и стресса выпила пузырек корвалола, ей самой нужна была помощь. После пережитого сын завалил вступительный экзамен в этот день. Впрочем, это уже не первый случай отказа в медицинской помощи в нашей семье. Дважды я возила сына в больницу на частном транспорте.

Понимает ли Президент, что он не является гарантом Конституции, т.е. наших прав? Я готовлю документы для Конституционного суда о массовых и системных нарушениях гражданских прав. Даже если суд рассмотрит сотни аргументов петербуржцев (переписку с чиновниками, фото-, видеосъемку и т.д.), то все равно это не изменит положения дел. Необходимо вмешательство всех федеральных структур. И главное: нельзя проводить реформы для населения, но без его участия и понимания. Если это реформы, т.е. преобразования с целью улучшения жизни населения, то они должны быть понятны людям, чтобы их сознанием не манипулировали чиновники в своих корыстных целях.

Обращаюсь к Вам, потому что нет ничего главнее экологии человека, ибо "человек есть мера всех вещей", так говорили мудрецы прошлого (Протагор).