В ушедшем году столь любимая министром образования РФ В. Филипповым "реформа образования" сделала один "шаг вперед": Российская Федерация стала полноправным участником "Болонского процесса". Этим термином (в честь итальянского города Болонья, где в 1999 году министрами образования 29 европейских государств было подписано соответствующее соглашение) обозначают движение по унификации систем образования национальных государств с целью "создания единого образовательного пространства по всей Европе".
Цель декларируется, безусловно, благая. Еще бы: в теории образовательные циклы и системы стран-участниц должны стать максимально сравнимыми, для чего в них вводятся бакалавриат и магистратура как различные ступени при получении высшего образования, единые правила получения т.н. "зачетных единиц" (которые напоминают отчасти столь дорогой для чиновников Минобразования РФ ЕГЭ с его системой тестов), общие принципы выделения "образовательных кредитов" и взаимное признание дипломов и академических квалификаций. При этом "отцы-основатели" и активные сторонники "Болонского процесса" много говорят о необходимости введения единого для всей Европы приложения к диплому, росте мобильности преподавателей и студентов, повышения экономической эффективности высшей школы. Все это так. Но при этом не стоит забывать, что фактически "Болонский процесс" преследует цель создания единого общеевропейского рынка труда, позволяющего предпринимателям ЕС добиваться максимального снижения стоимости рабочей силы за счет отмены все еще существующих в национальных законодательствах стран ЕС ограничений в социальной, в том числе образовательной, сфере, защищающих интересы наемных работников. Надо помнить, что реализация на практике принципов "Болонского процесса" ведет и к снижению бюджетного финансирования образовательных учреждений, и к сокращению числа обучающихся в них иностранных студентов из государств, не входящих в ЕС.

А что в России? Министр образования РФ Владимир Филиппов прямо назывет 2010 год как срок, к которому отечественная высшая школа должна выйти на уровень требований, закрепленных в Болонской декларации. Помимо общеполитических целей власти преследуют тут и чисто экономические. Не секрет, что уже в федеральном бюджете на 2004 год фактические расходы на образование значительно снижены, а, если верить министру финансов РФ Алексею Кудрину, политика снижения бюджетного финансирования высшей школы - в долгосрочных планах Правительства РФ. Оно и понятно: реального экономического роста (в несырьевой сфере) как не было, так и нет, а надо финансировать войну ("восстановление экономики") в Чечне, подкупать предвыборными подачками пенсионеров и ветеранов, повышать денежное довольствие защитникам режима в армии, полиции и спецслужбах, не забывать и о чиновниках...

Внедение "европейских стандартов" в образовательную систему страны будет сопровождаться не только сокращением бюджетных мест в государственных высших учебных заведениях, что естественным образом приведет к сокращению численности преподавателей. Под вопрос будет поставлено и важнейшее достижение советской системы образования: взаимодействия вузов и общеобразовательных учреждений при подготовке и отборе будущих абитуриентов. Опыт введения ЕГЭ показал, что школы теряют мотивацию сотрудничать с высшими учебными заведениями, отчего страдают в первую очередь наиболее престижные и известные университеты и вузы.

Отдельно следует поговорить о научных степенях. Отказ от степени доктора наук, как показал опыт соседней Эстонии, приведет лишь к снижению качества преподавательского состава. К тому же за три года в аспирантуре подготовить качественную кандидатскую диссертацию, например, по естественным наукам, которую можно было бы без натяжек соотнести с принятой в Европе докторской степенью, достаточно непросто. Стало быть, потребуется удлинять срок аспирантуры до четырех или пяти лет, а это - дополнительные бюджетные расходы и сокращение числа соискателей. Отказ от степени доктора наук породит и серьезные проблемы со статусом ученых, ныне ею обладающих, равно как и внесет ненужную и абсолютно лишнюю сумятицу в процесс заполнения профессорских вакансий: ведь аналога, например, немецкому процессу т.н. "хабилитации" перед назначением на такого рода должности в современной России нет.

Нет в нашей стране на данный момент и действительно независимой оценки как качества диссертаций, так и контроля за качеством выдаваемых дипломов (особенно тех, что получены на "коммерческой основе"). Государственную систему аттестации и контроля за качеством образования еще предстоит создавать. Процесс этот будет нелегким и небыстрым.

Так что, может быть, для Европы в "Болонском процессе" и есть определенные плюсы. Но для России они неочевидны. А вот негативные последствия - уже сейчас предсказуемы. Поэтому не стоит торопиться. Пора довести эту точку зрения и до сведения соответствующих госчиновников. Пока не поздно.