Журнал "Экономист" (номер 9 за 2003 год) опубликовал материал д.э.н. А.Амосова "Долгосрочная стратегия возмещения выбытия и обновления основных фондов", подготовленный при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. В материалах приводятся данные о влиянии процесса старения основных фондов и недостаточных объемов их обновления на различные стороны жизни общества. Так, по заключению автора, изношенность основных фондов является основной причиной техногенных катастроф. В 2002 году 15 тыс. человек погибли при пожарах. Это связано с тем, что в жилом фонде из-за недостатка средств крайне низки темпы замены газопроводных труб, кухонных плит и т.д.; по сравнению с 1990 г. в 3-4 раза сократился объем ввода в строй новых средних учебных заведений и медицинских учреждений. Сокращение объемов работ по сельхозмелиорации привело в последние годы к увеличению объемов торфяных залежей, являющихся источником повышенной пожароопасности. Сокращение объемов гидротехнических работ (в т.ч. защитно-профилактического характера) привело к увеличению количества наводнений с 91 в 1993 г. до 465 в 2002 г. Указанный перечень может быть продолжен описанием ситуации в нефтеперерабатывающей промышленности, на ряде предприятий бывшего ВПК, где выпускалась химическая продукция оборонного назначения и т.д. В сфере социальной помимо хорошо известной картины тотальной изношенности инженерных коммуникаций и других производственных фондов коммунального хозяйства, обрекающих десятки миллионов россиян на жизнь в условиях неустойчивого водо-, тепло- и электроснабжения (а в ряде случаев некоторые из этих видов коммунальных услуг отсутствуют полностью) обращает на себя внимание сокращение в 2002 г. в 1,9 раза объема ввода жилья по сравнению с 1990 г., что не может не оказывать самого негативного влияния не только на уровень жизни народа, но и на демографические процессы. В сфере сельскохозяйственного производства за период 1991-2001 г.г. поставки сельскому хозяйству тракторов снизились в 11 раз, а зерноуборочных комбайнов в 4 раза. В результате резкого превышения темпов старения с/х техники над объемами ее поставок парк тракторов за 11 лет (1990-2001 г.г.) уменьшился с 1,37 млн. шт. до 0,76 млн. шт., а зерноуборочных комбайнов - с 0,41 млн. шт. до 0,19 млн. шт. Уже сегодня сокращение машинно-тракторного парка приводит к совращению посевных площадей (за первое постсоветское десятилетие посевные площади под зерновыми уменьшились на 25 процентов, под сахарной свеклой - в 2 раза, под картофелем, выращиваемым по индустриальным технологиям - в 6 раз и т.д.). Дальнейшее массовое выбытие техники может привести к национальной катастрофе в сфере продовольственной безопасности страны. Подсчеты показывают, что если в период до 2007 г. село не получит 1200 тыс. тракторов и 350 тыс. зерноуборочных комбайнов, то не сможет быть сохранено даже нынешнее состояние сельскохозяйственного производства. В оптовых ценах декабря 2001 г. стоимость указанного объема техники составляет 944 млрд. рублей. Таким объемом средств наше сельское хозяйство не располагает, и в обозримой перспективе располагать не будет. По мнению автора, решение этой неотложной проблемы не может быть обеспечено без централизованной государственной политики в области сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, а также мер финансового оздоровления в отрасли, включающих целевое использование амортизационных начислений. В сфере транспортной структуры страны за период 1990-2001 г.г. объемы грузоперевозок уменьшились на ж/д транспорте в 2 раза, автомобильном - в 5,2 раза, трубопроводном (нефть и нефтепродукты) - 1,6 раза, водном - в 2,7 раза. За тот же период количество пассажиров на ж/д и воздушном транспорте сократилось соответственно в 3 и 3,5 раза. По некоторым подсчетам, при существующих темпах выбытия тепловозов и электровозов и прогнозных оценках объемов их выпуска в 2001 г. обеспеченность электровозами составит 14,7 процентов, тепловозами - 5 процентов. Нерешенность аналогичного рода проблем на воздушном транспорте представляет еще большую угрозу, поскольку чревата не только сокращением перевозок, и даже не только многочисленными авариями самолетов, но и утратой страной очень многих позиций в сфере науки и высоких технологий. Автор доклада считает, что отсутствие в условиях рыночной экономики отраслевых министерств настоятельно диктует необходимость национальной стратегии координации деятельности примерно 600 независимых производств, выпускающих продукцию для авиации по самостоятельным технологиям. В промышленности в 2001 г. из общего объема основных фондов страны 20,2 трл. руб. стоимость основных фондов составляла 4,8 триллиона руб., в т.ч. их активной части (машины и оборудование, транспортные средства, производственный инструмент и инвентарь) составляла 1,3 триллиона руб. В период 1999-2002 г.г. темпы выбытия активной части основных фондов в 3-6 раз превосходили темпы их поставок. По данным Российского статистического ежегодника 2002 г., средние по промышленности темпы обновления основных фондов по промышленности составляли 1,6 процента (полный период обновления - 62,5 года!) При этом максимальные темпы имеют место в нефтеперерабатывающей промышленности - 4,2 процента (период обновления - около 24 лет), а минимальные - в химической и нефтехимической промышленности - 0,81 процента (период обновления - 125 лет). По мнению автора доклада, в период 2005-2025 г.г. должна быть реализована "стратегическая задача по возвращению страны в число лидеров научно-технического и социально-экономического развития". По данным Минэкономики РФ, реализация этой задачи требует 1,5-1,8 триллиона долларов США. При этом, по мнению автора, России не следует рассчитывать на активное привлечение иностранных инвестиций, а ориентироваться на собственные возможности и, соответственно, высокие нормы накопления (т.е. необходимость для населения "затягивать пояс"). При этом предполагается, что в период до 2001 г. будет увеличиваться доля строительства, обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, а в 2016-2025 г.г. будет увеличиваться удельный вес сферы услуг. Вряд ли нуждается в подробных комментариях мысль о том, что реализация стратегических концепций по всем указанным направлениям невозможна без эффективной и всеобъемлющей системы государственного регулирования. Другой важнейшей предпосылкой успеха осуществления этих программ является комплекс институциональных мероприятий, обеспечивающих надежный заслон коррупционным, компрадорским и другим антинародным тенденциям. Вопрос лишь в том, насколько успешно подобные мероприятия могут быть осуществлены в рамках нынешнего российского буржуазного государства. |