150 лет назад - 13 сентября 1853 года - в семье богатого и облеченного властью петербургского дворянина родилась девочка. Имя ей дали Софья, а полностью же - Софья Львовна Перовская. Когда девушке было почти двадцать лет, отец ее стал губернатором Санкт-Петербургской губернии, войдя в узкий круг высших сановников империи. Перед молодой, красивой, прекрасно образованной, как тогда было принято говорить, "благородного происхождения" Перовской открывались блестящие, типичные для людей ее круга перспективы - светская жизнь, заграничные курорты, поклонники и романы, наконец, удачный брак и обеспеченная спокойная жизнь. Она же выбрала другое. Видать, болела душа, видя "свинцовые мерзости русской жизни", несправедливость, полицейский произвол, беззаконие - словом, все то, в чем Россия путинская чем дальше, тем больше напоминает Россию царскую. Можно бы и смириться, ограничиться острыми и едкими разговорами в столичных салонах, или уехать за границу, или посвятить себя "устройству малых дел" по земской части, или уйти в науку (благо, способности имелись). Соня Перовская пошла иным путем. Она примкнула к народничеству, к его революционному крылу. Прокламации, агитация и "хождение в народ" - так начиналась ее политическая биография. Но вера в возможность крестьянской социальной революции не оправдалась. Темные и забитые, религиозные и верящие в миф "о добром царе и злых боярах", общинники-крестьяне не пошли за народниками. Избиения и аресты, тюрьмы и ссылки показали бесперспективность "хождения в народ". И тогда революционеры решили продолжить борьбу против царского самодержавия своими силами, без народа. Они перешли к открытой политической борьбе, приняв в качестве основного метода этой борьбы индивидуальный террор. Так в 1879 году возникла организация "Народная воля". У ее истоков наряду с Александром Михайловым, Андреем Желябловым, Верой Фигнер, Николаем Морозовым стояла и Софья Перовская. Это был акт отчаяния. В условиях слабого, зарождавшегося капитализма и почти полного отсутствия промышленного пролетариата надеяться на победу небольшой группы заговорщиков-интеллигентов, которая убьет царя и свергнет самодержавие, было утопией. Но не было сил терпеть долгие годы и десятилетия, пока не созреют "объективные условия", сил ни моральных, ни физических. И был огромный элемент самопожертвования. Молодые, энергичные, прекрасно образованные люди, не побоюсь пафосного определения, "лучшие" люди тогдашней России шли на смерть, на каторгу, в казематы, в ссылку ради своих идей. Мы как марксисты понимаем, что тактика индивидуального террора тогда и теперь отвлекает силы трудящихся от борьбы с эскплуататорскими классами в целом, что убийства отдельного палача или министра не могут смести буржуазную систему. Но помним также слова Ленина о том, что в утопических планах народников были не только утопия, но и прогрессивный "элемент, разрушительный по отношению к средневековью", к непреодоленным пережиткам крепостничества, к самодержавной монархии Романовых. И свой огромный вклад в дело "Народной воли" внесла и Софья Перовская. В 1879 году она активно участвуют в подготовке неудавшегося взрыва царского поезда под Москвой. 1 марта 1881 года, когда полицией был уже почти разгромлен боевой аппарат организации, когда уже были схвачены и Михайлов, и Желябов, эта хрупкая женщина вывела "бомбистов" Рысакова и Гриневецкого на улицы Питера и привела в исполнения смертный приговор царю Александру. И вместе со своими товарищами была казнена. Ей было 27 лет. ...В городе на Неве ныне нет ни улицы Перовской, ни улиц Желябова и Халтурина, ни мостика Гриневицкого. Переименовал Собчак. Но память о героях-"народовольцах" осталась. Она в книгах Юрия Трифонова и Юрия Давыдова, в исторических трудах, в памятном стихотворении в прозе Ивана Тургенева. Она - в новых поколениях борцов за лучшую, справедливую, другую Россию. Россию революционную, социалистическую. |