Руководство ОАО "Петербургская телефонная сеть" (ПТС) много раз выступало с предложением повысить тарифы за пользование городским телефоном, ввести повременную оплату за телефон. Хотя юридическая основа для реализации подобных планов (исходя из действующего с 1 января 1998 года Постановления Правительства РФ) буржуазными властями уже подготовлена, окончательное решение о введении внутригородской "повременки" - за властями субъектов Федерации, в случае Петербурга - за губернатором В. Яковлевым. О возможных негативных последствиях введения "повременки" в социально-культурной сфере, о сужении круга общения, росте отчуждения в обществе, ударе по одиноким людям, пенсионерам и инвалидам, для которых телефонная связь - единственная возможность вызвать врача, социального работника, единственное средство общения, о создании с введением "повременки" серьезных проблем для студентов, научных работников, пользователей компьютерных сетей написано и сказано немало. Ни одно из этих возражений ни представителями властей, ни руководством ПТС ни разу не было опровергнуто. Единственным их доводом остается пресловутая "экономическая целесообразность". Но проведенная в начале года комплексная экспертиза финансово-хозяйственной деятельности ПТС нанесла серьезный удар по этому "аргументу".

В ходе экспертизы, проводившейся в течение трех месяцев аудиторской фирмой МКД и консультационной фирмой "Бизнес-фонд "Квалитет" было выявлено 12-процентное завышение ПТС себестоимости своих услуг. Это 12-процентное завышение вызвано "хитрой" учетной политикой руководства ПТС: в себестоимость по основной деятельности ПТС, цены в которой регулируются государством, включаются расходы по неосновной деятельности, которая полностью и с высокой рентабельностью оплачивается по договорам, где цены государством не регулируются и устанавливаются по соглашению сторон. Так например, при расчете себестоимости услуг телефонных узлов и Управления ПТС учитывались затраты на услуги автобазы, ремонтно-строительного управления, опытно-экспериментального завода. Видимо, для "накрутки показателей" затраты эти включались в расчет даже не по их себестоимости, а по цене реализации, что само по себе недопустимо. Но и этого трюка руководителям ПТС показалось мало, поскольку все те же затраты вторично попадали в себестоимость при консолидации балансов всех филиалов ПТС. Аналогично руководство ПТС поступало и в отношении затрат, связанных со сдаваемыми в аренду каналами связи. Доходы от их аренды (в соответствии с договорами) покрывали затраты, которые тем не менее все равно включались в тарифы для абонентов, т. е. ПТС компенсировала их во второй раз. Та же схема действовала и в случае компенсации расходов по бронированию номеров (бронирование номера - резервирование определенной емкости на АТС), которые на самом деле полностью оплачиваются абонентами.

Но и это еще не все. Как показала экспертиза, руководство ПТС регулярно переплачивало своим коммерческим партнерам за поставки и выполнения работ по договорам, используя завышенное значение индекса пересчета сметной стоимости в части удорожания материалов (он был завышен по отношению к общестроительному приблизительно в 2 раза).

Таким образом, получается, что вместо очередного повышения цен на свои услуги руководство ПТС спокойно могло бы снизить расчетное значение тарифа для населения на 11%, не говоря уже об отказе от "повременки". На практике же этого не происходит. Отдельного разговора заслуживает качество нашей телефонной связи. В случае введения "повременки" предприятие-монополист ОАО "ПТС" еще меньше будет заинтересовано в качественной связи. Это естественно: чем чаще абонент будет соединен не с тем номером, чем хуже ему слышно - тем дольше будут разговоры, а стало быть, и доход ПТС. Проверить и доказать, что соединение не произошло или что слышимость близка к нулю, сейчас чисто технически невозможно.

Результаты эксперизы показывают: никаких экономических обоснований роста тарифов за телефон и введения повременной оплаты - нет! И это главное. Задача же всех противников "повременки" - своим участием в хорошо организованных коллективных акциях протеста заставить власти отступить, не реализовывать опасные планы руководства ПТС. Опыт Москвы показывает, что это реально.
При поддержке Автоюристов в Санкт-Петербурге.