(из доклада исполкома РПК на собрании партийного актива 16 июня 2004 года)
Ситуация, в которой после прошедших парламентских и президентских выборов приходится действовать левым силам, существенно отличается не только от условий "ельцинского десятилетия", но и от периода 2000 - 2003 годов. Чтобы окончательно не оказаться за бортом корабля российской политики, левым силам необходимо не только фундаментальное осмысление произошедших сдвигов в экономике, политике и общественном сознании (этот процесс худо-бедно шел у думающего большинства наших товарищей все прошедшие годы), но и коренное изменение подходов к работе в массах, революционный поворот в стратегии и тактике, в применяемых методах политической борьбы.
Нынешняя ситуация в российской экономике позволяет сделать вывод о серьезных проблемах, которые за последнее время постоянно нарастают. Сейчас о них открыто говорят вполне респектабельные буржуазные экономисты и пишут деловые издания с серьезным аналитическим потенциалом. Показателями роста негативных тенденций являются сокращение золотовалютных резервов Центрального Банка РФ; вложение почти половины его золотовалютных резервов в малодоходные казначейские обязательства США; почти непрерывное падение индекса РТС; замеченный, начиная с марта 2004 г. спад производства в конечных отраслях при общем замедлении темпов роста промышленности до рамок статистической погрешности. Прекрасно иллюстрирует "перегрев" спекулятивных по преимуществу отраслей экономики, процветавших в первую "путинскую четырехлетку", положение на московском и петербургском рынках недвижимости, уже сейчас позволяющее предположить возможный обвал цен и сокращение реальных объемов жилищного строительства.
Ситуация начинает напоминать преддефолтный период конца 1997 - начала 1998 г.г. в условиях "валютного коридора", обеспечивавшего неподкрепленный реальными экономическими успехами высокий курс рубля по отношению к доллару. Так и теперь: только за I квартал 2004 г. реальный эффективный курс рубля укрепился на 4,7 процента, в то время как на год Центральным Банком РФ запланировано укрепление всего на 5 прцентов. Единственное, что на данный момент отличает экономику России от положения шестилетней давности - приток в страну нефтедолларов из-за высоких цен на нефть на мировом рынке.
Приток нефтедолларов привлекает в страну деньги международных финансовых спекулянтов. С учетом низких ставок по кредитам в большинстве развитых капстран и стабильного и длительного укрепления рубля это открывает возможности для спекулятивных операций на российском финансовом и фондовом рынках с целью получения быстрой прибыли и после ее фиксации вывоза капитала из страны. При этом длительное укрепление рубля ведет к уменьшению спроса на российские товары и замедляет рост, особенно в обрабатывающей промышленности.
В этой ситуации неизбежен раскол среди бизнеса и политической элиты, поскольку как западные финансовые инвестиционные компании, так и крупнейшие российские банки и сырьевые (прежде всего нефтяные) компании-экспортеры выступают за сохранение крепкого рубля, в то время как в интересах предприятий обрабатывающего сектора максимальное ослабление рубля для стимулирования сбыта, не исключая и его ускоренную девальвацию. Различия в предложениях по экономическому развитию страны на ближайшую и среднесрочную перспективу отражаются и в разных подходах к методам управления страной, предлагающим, с одной стороны, сохранение "ельцинской вольницы" и курс на усиление конкуренции на всех рынках, включая рынок принятия политических решений, с другой, укрепление бюрократического государства в интересах, прежде всего, тесно связанных с ведущими госчиновниками групп капиталистов, криминалитета и полицейского аппарата. Именно в этом, помимо личной неприязни Путина, и лежит экономическая и политическая подоплека "дела Ходорковского".
Серьезное укрепление в ходе этого "дела" и до того не слабого репрессивного аппарата буржуазного государства вызвано не только конкретным поводом и более общими соображениями - опасениями возможного раскола в правящем классе, но и потребностью буржуазной власти максимально обезопасить себя от вполне возможных протестных выступлений трудящегося большинства в ходе второго этапа либерально-рыночных реформ. Уход государства из социальной сферы и перенос в нее чисто рыночных отношений является логическим завершением социально-экономических преобразований 90-х годов и призван завершить построение российского капитализма в его нынешнем виде. Сам же этот этап реформ, с точки зрения власти, неизбежен, поскольку в условиях серьезного замедления экономического роста и возможностей внезапного (как в 1998 г.) резкого падения цен на нефть с последующим резким же уходом с российского финансового и фондового рынка зарубежных игроков-спекулянтов, во избежание повторения дефолта и катастрофы государственных финансов необходимо превентивное существенное сокращение расходной части бюджета. Чиновничье государство не может сделать этого за счет сокращения расходов на госаппарат, армию и спецслужбы, поэтому остается резкое урезание финансирования социальных гарантий и льгот. В этом - основная причина появления правительства Фрадкова, сильно напоминающего правительство Кириенко шестилетней давности (как и тогда, несамостоятельная и политически уязвимая фигура премьера, сокращение числа вице-премьеров - тогда до трех, теперь - до одного - и министров, наступление на права граждан в социальной сфере под видом "секвестра бюджета" при Кириенко и "обрезания льгот" при Фрадкове, "реформа" аппарата Правительства и т.п.).
|