Недавние события на Украине угрожающе похожи на то, что произошло в Египте и Тунисе. Угроза заключается в том, что революционная волна уже подкатилась к границам России, а многих наших левых опыт Арабской Весны ещё ничему не научил. То есть когда нечто подобное случится в России, мы будем в массе своей к этому не готовы.

Когда у России будет свой Майдан или Тахрир и в какой форме он начнётся - вопрос скорее объективно-экономический, чем субъективно-политический. Тем не менее, в этой формуле остаётся место и для субъективного фактора, а именно - степени организованности, сплочённости и боеготовности левых сил. Впрочем, во всех революционных всплесках последних лет наблюдалось одно и то же - энергия социального взрыва накапливалась гораздо быстрее, чем формировались левые силы, которые могли бы стать организационным ядром народных выступлений.

Причина такого отставания проста - современное общество не имеет таких прочных и всепроникающих горизонтальных связей, как, например, в конце 19 века. Именно в эту социальную паутину и было накрепко встроено левое движение, воспринимавшееся крупным отрядом рабочего класса как естественное продолжение его повседневной жизни. Долгий и постепенный процесс вырождения рабочего движения, наряду с резким разрушением неолиберальной контрреволюцией всех прочих систем горизонтальных связей, сделали своё дело. Теперь всё приходится начинать заново, причём с крайне неприспособленными, в силу долголетней маргинальной практики, кадрами. Тем не менее, результаты есть, хотя и более чем скромные. На конференции в Калуге активист МПРА и РСД Дмитрий Кожнев констатировал, что свободные профсоюзы в России походят на звёзды, сияющие в чёрном ночном небе. Не лучше ситуация и в социальных движениях - социальный протест стал частью обычной жизни лишь для немногих учёных, студентов и просто горожан, разбуженных от векового политического сна неолиберальными реформами.