Постоянные неудачи кандидатов от "партии власти" на выборах мэров крупных городов - для примера вспомним Ярославль, Петрозаводск, Екатеринбург и совсем недавние выборы главы местного самоуправления Новосибирска - подтолкнули Кремль к "работе над ошибками". Как известно, негативная реакция избирателей на всяческие художества исполнительной вертикали подталкивает аппаратчиков из президентской администрации отнюдь не к отказу от гибельного для страны либерального экономического курса, а к корректировке избирательного законодательства. Так было с изменениями порядка выборов депутатов Государственной думы, а затем региональных парламентов. Теперь очередь дошла и до местного самоуправления.

12 марта в Государственную думу были внесены поправки к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что в крупных городах осуществление функции местного самоуправления (МСУ) "привело во многих случаях к потере связи между населением и городской властью", поэтому "слабо контролируемая" власть, имеющая значительные материальные и финансовые ресурсы, нередко оказывается малоэффективной, а её деятельность сопровождается коррупционными скандалами.

Кто бы спорил? Так оно сплошь и рядом и происходит. Правда, разработчики законопроекта из числа влиятельных единороссов, действующие по поручению президента РФ (напомним, что впервые тема необходимости "реформирования МСУ" прозвучала в президентском послании в декабре 2013 года), стыдливо умалчивают о партийной принадлежности большинства некомпетентных и проворовавшихся мэров российских городов и о том, какую и в интересах какого класса политику проводят на местах "слабо контролируемые" гражданами кремлевские ставленники.

Законопроект, принятый 16 апреля в первом чтении депутатами нижней палаты Федерального Собрания РФ, фактически уничтожает выборный характер местного самоуправления в крупных городах. Там вводится двухуровневая модель, то есть два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Также поправки закрепляют порядок выборов глав крупных городов с районным делением - они будут избираться из состава депутатов и возглавлять городские думы, а за городское хозяйство будут отвечать назначаемые сити-менеджеры. При этом парламент такого городского округа будет формироваться из депутатов, делегированных районами.

Если кратко, то схема формирования МСУ будет такова: прямые выборы - только на первом уровне, только районных депутатов. Те из своего состава подберут главу района и делегируют своих представителей в думу городского округа. Депутаты окружной думы направят своих представителей в городскую думу, а там в одном лице выберут главу города и председателя представительного органа власти. В заключение специальная комиссия определится с сити-менеджером и подпишет с ним трудовое соглашение на несколько лет.

Примерно в 20 процентах отечественных муниципальных образований сити-менеджеры уже в наличии, и не сказать, что за время их деятельности грязи на улицах стало меньше, порядка в делах МСУ больше, а тарифы на коммунальные услуги замерли ростом или вовсе пошли вспять,а аренда строительных лесов и вовсе стала доступной... Ничего этого практически нигде не произошло, однако власть хочет распространить подобную практику на всю Россию. Причина проста: не допустить во власть представителей оппозиции. Все разговоры о том, что подобные нововведения приведут-де "к повышению роли самого низшего звена в политической системе страны, которое в последние два десятилетия никто и никогда не воспринимал всерьёз", про то, что "необходимо сделать муниципальную власть более доступной и более прозрачной" и тому подобные ритуальные заклинания оставим на совести единороссовских функционеров, если она, конечно, вообще у них имеется.

На примере который год действующих в Петербурге 111 муниципальных образований мы видим, насколько малы их полномочия даже в такой близкой интересам жителей сфере, как принятие градостроительных решений. Органы МСУ не в состоянии остановить уплотнительную застройку или существенным образом повлиять на вырубку скверов под окнами домов своих избирателей, а ведь сфера благоустройства уже давно относится к их предмету ведения! Теперь подобную "безвластную местную власть" предполагать установить на всей территории нашей страны.

Не забудем, что новые подходы к организации МСУ противоречат Европейской хартии о местном самоуправлении в первую очередь тем, что ограничивают избирательные права граждан. Отныне главная роль в решении бюджетных и хозяйственных вопросов будет отводиться, назначаемому по конкурсу, главе администрации, а главе муниципального образования, избираемому из числа депутатов, останутся сугубо представительские функции. Предложение формировать представительный орган муниципального района путём делегирования из представителей поселений сделает этот орган МСУ зависимым от региональной исполнительной власти.

Попутно подтверждается отказ от выборов муниципальных депутатов по смешанной и пропорциональной системе, тем самым снижая роль политических партий и общественных организаций, которые ранее также могли выставлять свои списки на выборах депутатов в муниципальные советы. Решение вопроса о месте избранного на муниципальных выборах главы муниципального образования в системе органов местного самоуправления должно находиться в компетенции населения муниципального образования и закрепляться в уставе муниципального образования, как основном документе, регулирующем вопросы организации МСУ, а не отдаваться на откуп чиновникам исполнительной власти, напрямую влияющим на состав, а, стало быть, и решения конкурсных комиссий.

Понятно, что единороссовское большинство Государственной думы вряд ли прислушается к критическим замечаниям в адрес законопроекта, фактически ликвидирующего местное самоуправление, отказывающегося от его выборности. Но граждане нашей страны должны хотя бы узнать об очередной угрозе урезать их и без того небогатые политические права.