В марте 2013 года активисты действующего в Петербурге Движения гражданских инициатив (ДГИ) проанализировали ход выполнения принятого семь с лишним лет назад Генерального плана развития северной столицы России, рассчитанного на два десятилетия. Повод для анализа подкинула сама исполнительная власть "78-го региона": для реализации масштабных градостроительных проектов чиновники ведут корректировку Генерального плана. Скажем сразу, что и предварительные итоги выполнения Генерального плана 2005 года, и предложения по его частичному изменению вполне укладываются в немудрящую формулу: "Спонсорам и инвесторам - всё, прочим горожанам - по остаточному принципу". Все данные о ходе исполнения плановых заданий отнюдь не секретны, их, если постараться, вполне можно отыскать в открытом доступе, чем и воспользовались представители ДГИ. В итоге картина оказалась довольно пессимистической, а по некоторым направлениям и вовсе убийственной. Заранее стоит извиниться перед нашими читателями за обилие цифр, но в данном тексте, как понимаете, без них не обойдешься. Как известно, и прежняя, и нынешняя городская администрации вместе с "газпромовскими" структурами не первый год ведут работы по строительству крупного футбольного стадиона, который в итоге рискует стать одним из самых дорогих в мире. На это средства, как ни странно, находятся, а вот на поддержание здоровья петербуржцев, увы, не очень. По данным на конец 2011 года, показатели Генерального плана на расчетный срок по обеспеченности объектами отдыха и санаторно-курортного обслуживания выполнены в следующем объеме: - санаториями и пансионатами (с лечением) для взрослых - на 31,1%, - детскими санаториями - на 71,4%, - санаториями-профилакториями - на 13,3%, - домами и пансионатами отдыха - на 10,0%, - детскими оздоровительными учреждениями (лагерями) - на 80,0%. Не секрет, что охрана здоровья горожан напрямую зависит от состояния окружающей их среды, что в условиях такого мегаполиса, как Петербург, становится одним из главнейших факторов, определяющих качество жизни. Из года в год в городе на Неве обостряется транспортная проблема. Несмотря на все разговоры о преимущественном развитии сети социальных маршрутов, фактически разрушена единая система трамвайного движения, кстати, самого экологичного вида городского транспорта. Показателями Генерального плана 2005 года предполагалось, что через десять лет после его принятия количество автомобилей составит 350 из расчета на 1000 жителей, однако уже в 2010 году данная цифра достигла 281, при том что петербургская дорожная сеть все эти годы не развивалась даже теми довольно скромными темпами, которые предполагались действующим Генеральным планом. В результате растут выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стоящих в многочасовых пробках автомобилей, и экологическая обстановка ухудшается. Выбросы автотранспортом загрязняющих атмосферный воздух веществ в 2011 году составили 374,8 тысяч тонн, что на 1,2% выше аналогичных показателей года 2010. Не помогло и введение в эксплуатацию кольцевой автодороги и жби кольца, отрезков западного скоростного диаметра: любая авария либо ремонтные работы, ограничивающие движение по кольцевой, в течение часа после начала ограничения приводят к натуральному транспортному коллапсу. Не решены до сих пор вопросы с проектированием и строительством транспортных развязок на Ржевке, в створе Ириновского проспекта, в районе улицы Дыбенко, строительством транспортного обхода Красного Села. Не спроектирована и не построена транспортная развязка в Пулково, из-за чего многочисленные правительственные кортежи, направляющиеся из аэропорта в Константиновский дворец в Стрельне в ходе многочисленных международных мероприятий, зачастую парализуют автомобильное и автобусное сообщение города с пассажирским аэропортом. Загрязняют воздух над Невой не только автомобили, но и промышленники, не заботящиеся о должном уровне защиты окружающей среды. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками, несмотря на спад производства, не сократились и, к примеру, составили в 2011 году 69,9 тысяч тонн, увеличившись на 23,5% по сравнению с аналогичными показателями предшествующего года. Количество предприятий, осуществивших в 2011 году вредные выбросы в атмосферный воздух, возросло в сравнении с 2010 годом на 25,3%, и составило 361 единицу. О каком запланированном "улучшении состояния окружающей среды" можно говорить при таких результатах? Обостряется проблема сбора и утилизации токсичных промышленных отходов. Строительство соответствующего комплекса в Красном Бору ведется, но медленными темпами. Далеко не всё гладко и с запланированным совершенствованием системы сбора, транспортировки, утилизации твердых бытовых отходов. Несмотря на то, что законодательно утверждено увеличение платы с населения за сбор и вывоз отходов в 2,5 раза, ситуация с уборкой и переработкой отходов не улучшилась. Не проводились строительство и реконструкция существующих мусороперерабатывающих заводов, поэтому не произошло и намеченного увеличения мощностей по механизированной переработке отходов. Есть немало проблем и с поддержанием необходимого для здоровья горожан экологического благополучия водотоков в акватории Невы. Не раз отмечались нарушения гидрохимического режима и признаки загрязнения подземных вод на участке эксплуатации месторождения минеральных вод "Полюстрово". Невооруженным глазом видно, что за последние годы в Петербурге существенно сократились работы по посадке деревьев, кустарников, цветов, что объясняется, скорее всего, недостаточностью выделяемых средств. Средства, выделяемые на содержание зеленого фонда, направляются, как правило, на санитарную уборку в ущерб выполнению агротехнических мероприятий, что снижает уровень содержания зеленых насаждений в городе. Весьма далеко, несмотря на бодро-оптимистические декларации чиновников, и до достижения намеченных Генеральным планом темпов строительства жилья в 3,5 млн. квадратных метров в год. При этом доля жилья, построенного за счет городского бюджета, составляет всего лишь около 10% от вводимого в эксплуатацию объема, что не дает возможности решить проблемы очередников или жильцов бывших ведомственных, ныне приватизированных новыми собственниками вместе с жильцами ("новыми крепостными") общежитий. Зато во весь опор реализуются крупные инвестиционные проекты по строительству коммерческого жилья или деловой недвижимости. Построенные, в том числе и за счет горожан (не забудем о дополнительной нагрузке на городские инженерные сети, социальную инфраструктуру, не говоря уже о практиковавшейся бывшим городским руководством политике всякого рода льгот для т. н. "стратегических инвесторов", зачастую выступавших спонсорами "партии власти" или неких "социально" окрашенных инициатив "команды Матвиенко"), бизнес-центры и по сей день ждут своих арендаторов, пустует годами в ожидании платежеспособного спроса, которого при нынешнем уровне доходов большинства петербуржцев нет и не предвидится, и элитное коммерческое жилье. В интересах строительных магнатов разрушался и разрушается - под лозунгом "Город должен развиваться!" - исторический центр, причем в качестве "пилотных кварталов", как правило, выбираются территории, насыщенные памятниками истории, архитектуры и культуры, с довольно жесткими режимами охраны, которые застройщиками сплошь и рядом игнорируются. Оно и понятно: инвесторов интересует очень быстрая и максимально крупная прибыль, а о сохранении исторического наследия им думать некогда и неохота. Как показывает практика многолетних градостроительных конфликтов и скандалов, многие чиновники питерской исполнительной власти тоже не видят этой задачи в числе своих приоритетов. До сих пор гуляют по руководящим кабинетам предложения об охране исторического центра Петербурга и отнюдь не факт, что в 2025 году, когда должен быть исполнен действующий Генеральный план, наш город будет по-прежнему гордиться своим веками сложившимся архитектурным обликом... Чтобы строить, необходимы земельные участки. Бездумная приватизация городских земель привела к тому, что в собственности города свободных земель осталось совсем немного. В средствах массовой информации фигурируют цифра в 90% - именно столько земли в Петербурге оборачивается на вторичном рынке, то есть находится у новых владельцев, частных собственников. Точный размер земель, оставшихся в городской собственности, похоже, не известен даже самим чиновникам. Не удивительно: надлежащий учет земельных ресурсов фактически отсутствует, кадастровым учётом охвачено всего-навсего около 51% территории Петербурга. В данной ситуации стоит вести речь о том, что действующей Генеральный план развития северной столицы России не выполнен по основным своим параметрам, и надо принимать решение о разработке нового Генерального плана развития Петербурга, а не корректировать старый под конкретных собственников и их бизнес-интересы. Чиновники, инвесторы и спонсоры думают, разумеется, иначе. 28 марта 2013 года стартовала очередная серия общественных слушаний по корректировке Генерального плана в части создания города-спутника "Южный" на границе Пушкинского района Петербурга и Ленинградской области. Побывавшие в тот день в администрации Московского района Петербурга участники ДГИ увидели во всей красе, насколько мнение "граждан" интересно застройщикам и лоббирующим их интересы должностным лицам. "Разработчик поправок в Генплан навязывал обсуждение только "картинок", заявив, что обосновывающая часть к этим поправкам не разрабатывались, - рассказал участвовавший в общественных слушаниях председатель Координационного совета ДГИ Евгений Козлов. - На наши вопросы о том, как соотносятся планы создания "города-спутника "Южный" с целями и задачами территориального планирования Петербурга, концепцией развития города, докладчица подробно не отвечала. А ведь за эти бюджетные средства можно было бы построить социальную инфраструктуру в уже существующих кварталах комплексного развития, не усиливая транспортные проблемы города..." Не ответил ни на один вопрос и заместитель генерального директора фирмы-застройщика, не соизволивший даже предоставить возможность собравшимся ознакомиться с концепцией развития потенциального "города-спутника". Налицо, как видно из анализа хода слушаний, не просто отсутствие экономической проработки предлагаемых градостроительных решений, но и настойчивое стремление "протолкнуть" через механизм корректировки Генерального плана такие варианты действий, которые вполне могут привести бюджет Петербурга к банкротству, учитывая уже накопленные в прежние годы долги по строительству объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Пример реализации Генерального плана развития Петербурга наглядно показывает, что градостроительная, экономическая и социальная политика властей на деле означает дальнейшую деградацию городской среды обитания в интересах извлечения сверхприбылей тесно связанными с чиновниками представителями крупного бизнеса. Похоже, опыт Петербурга взят на вооружение и градоначальниками других мегаполисов нашей страны. Со столь же предсказуемыми результатами. Теперь купить велосипед electra bike стало намного проще и удобнее , потому что теперь у нас бесплатная доставка вашего заказа по Москве и Санкт-Петербургу. А так же приятные скидки в Новому году. |