История не зря считается наукой политической. Всякий поворот в текущих пристрастиях власть имущих, не говоря уже о таких кардинальных событиях, как смена общественного строя, сопровождается не просто пересмотром идейных ориентиров, хотя, конечно, хватает и подобных "переворотов в сознании". Переписывается история, при этом ради выгодных для правящего класса интерпретаций событий прошлого кардинально меняется подбор тех или иных "удобных" фактов близкого и недавнего прошлого. Создаются и тиражируются мифы.

В этом немало преуспели за последние двадцать с лишним лет те, кого нынешняя буржуазная Россия считает "властителями дум", кто принадлежит к власти светской или духовной или обслуживающей их интересы "интеллектуальной элите". Интерес к истории нашего Отечества налицо, другое дело, какого рода изыскания предлагают те или иные "исследователи" читателю. Зачастую получается так, как, например, в "трудах" профессора Юлии Кантор, о которых деликатно пишут два очень авторитетных и весьма добросовестных историка деятельности советских органов государственной безопасности Владимир Хаустов и Леннарт Самуэльсон: "Появляющиеся новые работы по данной проблеме, несмотря на использование отдельных новых архивных документов, не способствуют углублению и расширению исторического знания". В итоге вместо поиска исторической истины происходит дальнейший уход в сторону, размывание и без того ослабленной массированным либеральным наступлением на умы в ходе рыночных реформ исторической памяти, отравление общественного сознания, дискредитация действительно светлых страниц в истории нашей страны и выпячивания чуть ли не до уровня "исконно присущих" русскому народу именно тех черт и особенностей, которые революционно-демократическая и освободительная мысль ещё со времен Радищева с гневом обличала как позорное порождение крепостничества и последствие внедренных столетиями угнетения рабских пристрастий и холопских привычек. В век телевидения тотальное распространение подобных мифов, вымыслов и небылиц куда опаснее, нежели во времена автора "казенно-патриотической триады" графа Уварова или в период деятельности профессиональных охранителей Победоносцева и Тихомирова - одного из консерваторов, второго из ренегатов. Увы, и в современной буржуазной России не наблюдается недостатка ни в "казенных патриотах", ни в охранителях, ни в ренегатах, ни в современной мифологии на исторической ниве, ими усердно создаваемой и распространяемой.

Многие из этих персонажей и, разумеется, результаты их исторических "изысканий" стали "героями" книг известного питерского журналиста Юрия Нерсесова. То, что автор - не профессиональный историк, а журналист не сказывается на достоверности его сочинений. Да, язык Юрия Аркадьевича, вне всякого сомнения, далёк от присущего научным монографиям академизма, он едок и ядовит по отношению к идейным противникам. Автор изобретателен в манере изложения, но предельно добросовестен " это я утверждаю со всей ответственностью! - в подборе и анализе приводимых им фактов. В данном случае журналистские приемы, яркие эпитеты, броские заголовки как раз работают на общую цель автора: "Правдой против мифов". Поскольку его вполне солидные, на мой взгляд, исторические тексты написаны не столько для специалистов, сколько для "широкого", то есть неподготовленного читателя, то подобная манера изложения - писать просто и доступным языком - лишь повышает интерес к изданию, облегчает его чтение и понимание, а, стало быть, и восприятие авторского замысла.

Вряд ли Юрий Нерсесов знаком с незавершенной работой Михаила Лифшица о Дени Дидро, но в своих книгах он стихийно действует в полном соответствии с описанным крупнейшим советским философом-марксистом принципом: "Событие мелкое и случайное, с точки зрения общих законов истории, может иметь громадное значение в жизни целых народов, если оно играет роль сигнала, способного разбудить спящие силы, подобно тому, как падение камня в горах вызывает обвал. Иная случайность здесь важнее самой необходимости в ее обычной механической версии, поскольку эта случайность становится агентом более широкой связи необходимых причин". С педантичностью хорошего школьного учителя истории автор собрал досье многочисленных ляпов по незнанию и вполне злонамеренных, с идеологической подкладкой, подтасовок о нашем прошлом, прозвучавших из уст вершителей судеб государства, обслуживающих их идеологов, как бы "оппозиционных" им либеральных "критиков кремлевской вертикали", подвергнув аргументированному разбору каждый из них, внятно и четко разъясняя читателям, как оно было на самом деле. Со ссылками на документы, даты, персоналии. Не важно, идет ли при этом речь о событиях отдаленных, делах, связанных с историей Октябрьской революции или Великой Отечественной войной, Нерсесов выносит на суд читателя своё суждение о довольно смутном знании фактов и подробностей со стороны тех, кто пытается использовать историю в качестве орудия в сиюминутных политических и долговременных классовых интересах. Пересказывать содержание книг Юрия Аркадьевича нашему читателю особого смысла не имеет, достаточно лишь порекомендовать их прочесть. Но для того, чтобы читатель понял, о чем собственно идёт речь, все же остановимся на некоторых наиболее "вкусных" подробностях.

Начнем, как положено в нынешней России, с фигуры гаранта Конституции РФ - уж ему-то, так сильно озабоченному проблемой сохранения исторической памяти, не раз выступавшему на эти темы на публичных мероприятиях и, заметим, всякий раз с антибольшевистским уклоном, как говорится, положено досконально знать и любить прошлое возглавляемой им страны, за которое он столь горячо ратует с высоких трибун. Однако ж... Вспомним, как в телевизионном эфире 16 декабря 2010 года тогдашний премьер и нынешний президент поведал изумленным зрителям, что "Петр I во время Семилетней войны, будучи в действующей армии, прислал схему устройства своего ватерклозета..." Как известно, упомянутая президентом РФ война началась 29 августа 1756 года, а основатель нашего города умер 28 января 1725 года и, как остроумно предполагает Юрий Нерсесов, "на Семилетнюю войну он мог попасть разве что в виде привидения". В президентском указе N 1345 от 8 октября 2007 года "за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками" в борьбе за свободу и независимость Отечества" городу Ржеву было присвоено звание "город воинской славы". И это при том, что части РККА оставили Ржев почти без боя, а "героическими защитниками" были державшиеся в течение 17 месяцев солдаты гитлеровского вермахта. В этой связи совершенно справедливо недоумение автора: городом какой воинской славы является Ржев? Примерно такую же "компетентность" выказал президент РФ и на встрече с политологами 6 февраля 2012 года: "...основатель Советского государства Владимир Ильич Ленин выступал с идеей автономизации. Тогда Сталин категорически против этого возражал, а потом взял после смерти Ленина и реализовал его же, ленинскую идею, хотя поначалу встретил её в штыки". Как известно, по жизни всё было с точностью до наоборот, а желающих узнать об этом поподробнее стоит отослать к ленинской работе "К вопросу о национальностях или об "автономизации".

Под стать власти светской и власть духовная... Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (по паспорту - Владимир Михайлович Гундяев), выступая 2 июля 2012 года с проповедью в Успенском соборе Московского Кремля, не просто умудрился перепутать хронологию событий "Смутного времени", что было бы простительно - всё-таки прошло триста лет с тех времен! Главный функционер Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП) при этом выказал и полное незнание биографии своего предшественника патриарха Иова, светлой памяти которого и был посвящен значительный кусок проповеди. Может, и не стоит требовать от ведущих аппаратчиков РПЦ МП точного знания дат и последовательности событий, досконально знакомых любому семинаристу хотя бы из жизнеописания почитаемого православными патриарха Гермогена, но есть у нас в стране "историк" и "писатель" Владимир Мединский, влиятельный единоросс, министр культуры и массовых коммуникаций РФ, находящийся в авангарде борьбы за ликвидацию ленинского Мавзолея и "дебольшевизацию" России. Принимая свежеиспеченного министра Мединского 13 июля 2012 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре, руководитель РПЦ МП отметил, что не просто знаком с работами г-на Мединского в области отечественной истории, но и что последний обладает, оказывается, "всем необходимым потенциалом - интеллектуальным, культурным и духовным - для того чтобы в непростое время, которое мы сегодня переживаем, содействовать сохранению и развитию нашей национальной культуры, духовному обогащению наших людей".

Юрий Нерсесов много, подробно и с явным удовольствием раскрывает, в чём именно состоит "потенциал" "знатока отечественной истории" г-на Мединского. Среди прочего, влиятельный единоросс уверен, что русская армия в Семилетнюю войну победила умершего за тридцать лет до ее начала предка Черчилля, герцога Мальборо. Кроме того, он, в согласии с автором известной песни, утверждает, что крейсер "Варяг" затонул вместе со всей командой. Но эти перлы выглядят довольно безобидно в сравнении с тем, что г-н Мединский пишет о событиях недавнего прошлого. Так, нынешний министр культуры и массовых коммуникаций РФ в одном из своих "фундаментальных трудов" договорился до того, что "очень мало наших воевало за немцев" боевых русских частей в немецкой армии вообще не существовало"... Как будто не было ни карателей из "бригады Каминского", ни полицаев, ни "Русской освободительной армии" предателя Власова. Как будто ни курсанты офицерской школы РОА с 9 февраля 1945 года удерживали оборону против наступавшей на Берлин Красной Армии под Шведтом, защищали от частей РККА цитадель Бреслау и Восточную Пруссию. Как будто не казачьи части были разгромлены красноармейцами на Северном Кавказе и Дону зимой 1943 года, а последнее их крупное боевое столкновение с подразделениями РККА зафиксировано 26 декабря 1944 года возле югославского города Питомач.

Понятно, что стремление бросить густую тень на подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны или попытка реабилитировать тех, кто пошёл с оружием в руках против своего народа вместе с гитлеровцами, тех, кто, как философ Иван Ильин или иерархи зарубежной РПЦ, "окормлял" предателей духовно, вполне укладывается в общее русло антибольшевистской пропаганды, столь угодной нынешним властям. Непонятно лишь, как эти попытки соотносится с официально прокламируемым курсом на "борьбу" с фальсификациями истории. Или с фальсификациями должны бороться сами фальсификаторы?

В своих попытках извратить детали долгого пути советских людей к Победе над нацизмом, переписав историю заново, министр-единоросс не одинок. Кампанию ему составляют и президент Эстонии Томас Ильвес, и либеральные публицисты Валерия Новодворская и Юлия Латынина, да, к сожалению, и не только они... Хотя, так мастерски, как у упомянутых персон, исказить прошлое, получается не у каждого. Регулярное прослушивание авторских программ г-жи Латыниной "Код доступа" на либеральной и "правозащитной" радиостанции "Эхо Москвы", например, позволяет сделать выводы об объективности и беспристрастности этого "честного СМИ", по явному недоразумению до сих пор являющегося для многих наших граждан "окошком правды в мире лжи". К примеру, рассказав в одном из выпусков о том, что Геббельса-де повесили за ложь (на самом деле, главный нацистский пропагандист застрелился 1 мая 1945 года), почти дословно повторять байки из издававшейся его ведомством сборника "Фельдпочта с Востока" о "зверствах красных" наподобие "вырезания у женщин грудей и языков" подлыми "красными" перед отступлением - вот фирменный стиль "Эха Москвы" и Юлии Латыниной...

Сила факта в том и состоит, что он обеспечивает доказательность позиции, претендующей на историческую истину. Сила книг Юрия Нерсесова в том и состоит, что он четко и грамотно показывает: правда истории не совпадает с мнениями и суждениями нынешней российской элиты по поводу прошлого нашей страны. Но мы-то знаем, что правда рано или поздно победит, что современная мифология обречена.

Источник: эцп