Не прошло и недели с того дня, как губернатор Санкт-Петербурга бодро и с историческими примерами докладывал 31 мая 2013 года на заседании Госсовета РФ о "градском благочинии" и о дальнейших путях развития жилищной сферы всей страны, как Счетная палата РФ официально огласила свой вердикт об итогах проведенной совместно со специалистами Контрольно-счетной палаты города на Неве проверки законности и эффективности расходования в 2011-2012 годах средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств долевого финансирования, направленных на капремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, а также бюджетных средств, направленных на строительство, реконструкцию и ремонт объектов коммунального хозяйства в Санкт-Петербурге. На заседании коллегии Счетной палаты РФ, проходившем ещё 24 мая под председательством её главы Сергея Степашина, стало понятно, что до вожделенного "градского благочиния" Северной столице далеко: выявились нарушения при расходовании бюджетных средств в питерском ЖКХ на общую сумму около 9 млрд рублей. "Всего в ходе проведения проверки были выявлены нарушения при расходовании бюджетных средств на общую сумму около 9 млрд рублей, из которых неэффективные расходы составили 1,2 млрд рублей, нарушения при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд - 2,1 млрд рублей, оплата работ без подтверждающих документов - 340,8 млн рублей", - говорится в сообщении департамента информации Счетной палаты РФ, представленном журналистам 3 июня. Судя по всему, задержка не случайна: по итогам заседания коллегии ведомства проинформировать СМИ можно было бы и раньше, но, видимо, соображения "корпоративной чиновничьей этики" не позволили шокировать общественность до проведения заседания Госсовета РФ по проблемам ЖКХ, где губернатор Санкт-Петербурга выступал в роли основного докладчика. Не стоит думать, что государственные контролёры заведомо искали компрометирующие новую петербургскую власть факты. Напомним, что прежний губернатор города Валентина Матвиенко сложила свои полномочия в конце августа 2011 года, став ради председательства в Совете Федерации Федерального Собрания РФ муниципальным депутатом, и, получается, уже не несет персональной ответственности за положение дел на невских берегах в четыре последних месяца 2011 года, не говоря уже о годе последующем, который также попал под проверку. Как отметили в Департаменте информации Счетной палаты РФ, проверка Фонда ЖКХ проводилась по той части расходов, которые направлялись на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, а также бюджетных средств, направленных на строительство, реконструкцию и ремонт объектов коммунального хозяйства в Санкт-Петербурге. Внешне итоговый документ выглядит объективно, отмечая и положительные стороны в деяниях новых обитателей Смольного. Сотрудники Счетной палаты РФ отмечают, что условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, предусмотренные требованиями Федерального Закона N 185-ФЗ, правительством Санкт-Петербурга в этот период, в основном, соблюдались. На реализацию региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в 2011-1012 годах за счет всех источников финансирования было израсходовано 2,2 млрд рублей, из которых средства Фонда ЖКХ составили 1,1 млрд рублей, или 48,9% от общего объема средств. Установлено, что за указанный период в Санкт-Петербурге было отремонтировано 779 многоквартирных жилых домов общей площадью 5 040,1 тыс. кв. м. Однако при этом, отмечается в заключении контрольного органа, показатели программ корректировались под фактическое выполнение работ. Установлено также, что средства, направленные на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов на общую сумму 1,2 млрд рублей, были израсходованы с нарушениями. На реализацию адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет всех источников финансирования израсходовано 1,04 млрд рублей, из которых 268,2 млн рублей (25,8%) - средства Фонда ЖКХ. По состоянию на 1 января 2013 года показатели программы переселения выполнены не были. Подрядчиками строительства новых многоквартирных жилых домов было передано 298 квартир (27,8% от предусмотренного количества) площадью 9,34 тыс. кв. м (22,1%). Жилищные условия улучшили 90 человек, что составляет всего 4,4% от предусмотренного показателя. При этом 16 освободившихся аварийных домов не снесены. При расходовании средств, направленных на переселение граждан, также были допущены нарушения на общую сумму 2,9 млрд рублей. В частности, установлено, что средства Фонда ЖКХ в размере 202,6 млн рублей не использовались более года, что является неэффективным расходованием средств. На реализацию адресных программ по капитальному и аварийно-восстановительному ремонту тепловых сетей, а также на финансирование строительства и реконструкцию объектов адресных инвестиционных и долгосрочных целевых программ за 2011-2012 годы за счет средств Санкт-Петербурга было израсходовано 7,1 млрд рублей. Осуществлен капитальный ремонт, реконструкция и строительство 305 км. тепловых сетей (5,9% протяженности тепловых сетей). При этом при расходовании средств, выделенных на указанные цели, были допущены различные нарушения на общую сумму порядка 5 млрд рублей. Не удивительно, что по официальным данным, представленным 21 мая на заседании городского правительства председателем Комитета по энергетике и инженерному обеспечению правительства Санкт-Петербурга Андреем Бондарчуком, назначенным на этот пост уже после начала расследования "трубного дела", в ходе минувшего отопительного сезона произошло 5 тысяч 883 нарушений на наружных теплосетях. При этом с октября 2012 по май 2013 года - такова протяженность отопительного сезона в Северной столице России - произошло 5 тысяч 316 отключений теплоснабжения. Как стало известно, на заседании коллегии Счетной палаты РФ отмечалось, что допущенные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении отраслевыми органами исполнительной власти своих функциональных обязанностей в жилищно-коммунальном комплексе, что привело к неисполнению подрядчиками своих обязательств по госконтрактам, а также к многочисленным аварийным ситуациям в зимний период 2012 года. "Коллегия приняла решение направить представление губернатору Санкт-Петербурга, информационное письмо - в Генпрокуратуру России. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания, КСП Санкт-Петербурга, а также полномочному представителю Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе". Реакции упомянутых в официальном сообщении Департамента информации Счетной палаты РФ высоких должностных лиц пока не последовало, зато чиновники рангом пониже сразу же засуетились. Оказывается, выявленные Счетной палатой РФ нарушения касаются, в основном, сроков согласования документации, подтверждающей завершение работ - нецелевого расходования средств, полагают функционеры, не установлено. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе Жилищного комитета правительства Санкт-Петербурга. Однако если посмотреть внимательно, уточнения аппаратчиков никоим образом не опровергают приведенных в актах Счетной палаты РФ цифр. Сами же сотрудники Жилищного комитета были вынуждены признать, например, что "в части реализации Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда следует отметить, что показатели Программы переселения на момент проведения проверки не были достигнуты в полном объеме из-за срывов подрядными строительными организациями сроков ввода жилья. Как следствие этого, в установленный срок граждане не были переселены в новые дома из аварийного жилищного фонда". Пока городские чиновники пытаются опровергнуть федеральных, жители Санкт-Петербурга обратились к президенту РФ с открытым письмом с требованием запретить использование некондиционной и бывшей в употреблении продукции в инженерных сетях ЖКХ. Свои подписи под обращением президенту РФ Владимиру Путину, министру регионального развития РФ Игорю Слюняеву, председателю Счетной палаты РФ Сергею Степашину и главе Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галине Хованской, в котором обращается внимание на критическую ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве, поставили в общей сложности 3 тысячи жителей районов Санкт-Петербурга, пострадавших от коммунальных аварий в системе ЖКХ в прошедшем отопительном сезоне. Очевидно, что высокий уровень аварийности связан не только с критическим уровнем физического износа инженерных сетей и коммуникаций, но и с последствиями хищений бюджетных средств из системы ЖКХ Санкт-Петербурга. Как известно, фигуранты так называемого "трубного дела" в течение нескольких лет при ремонте и замене теплосетей, водопроводов и канализации использовали бывшие в употреблении трубы вместо новых (всего было уложено около 600 километров бывших в употреблении труб, ущерб только городскому бюджету, по данным следствия, превысил 3 млрд рублей). В результате, на взгляд экспертов и общественных активистов, темпы роста количества аварий превышают все мыслимые пределы, планово-предупредительный ремонт инженерных сетей полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на проведение которых кратно превышают стоимость строительства новых трубопроводов. Одна из причин этого состоит в том, что нынешняя система тендеров и госзакупок в силу бесконтрольности со стороны ответственных министерств и ведомств из средства профилактики коррупции превратилась в свою противоположность - в средство прикрытия подобных схем, а законодательный запрет на использование бывших в употреблении труб в ответственных конструкциях и инженерных сетях, включая водопроводы, канализационные коллекторы и теплосети, отсутствует. То есть проблема, о которой идёт речь, не только питерская: уровень надежности работы инженерных коммуникаций в нашей стране в десятки раз ниже, чем в европейских странах. Высокий уровень аварийности - это прямое следствие физического износа основных фондов ЖКХ, которое, по данным Минрегионразвития РФ, в среднем по России превышает 60%, а в отдельных городах достигает 70-80%. При этом 60%-ный уровень износа в полной мере относится к тепловым, канализационным и водопроводным сетям, а около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. Количество аварий и нарушений в работе коммунальных объектов за последние десять лет возросло в пять раз, причем тенденция к росту сохраняется. Сегодня в отечественном ЖКХ ежедневно происходят десятки аварий, в целом, по году этот показатель достигает 25 тысяч, а с учетом мелких инцидентов - 100 тысяч (в среднем 200 аварий на каждые 100 км сетей теплоснабжения и 70 - на 100 км сетей водоснабжения). Показательно, что более 200 аварий за последний отопительный сезон вызвано использованием бывших в употреблении труб, при этом речь идет только о доказанных случаях. Исходя из анализа открытой информации, с начала 2012 года ущерб от аварий в инженерных сетях по причине использования бывших в употреблении труб составил около 5,25 млрд рублей. Как видим, неэффективность жилищно-коммунального хозяйства напрямую связана с коррупцией и аварийностью. Проблема, разумеется, шире, чем можно было бы предположить, изучая сухие цифры актов проверок специалистов Счетной палаты РФ. Проблема носит политический характер и напрямую связана со сложившимся в последние два с лишним десятилетия характером российского капитализма - периферийного, подчиненного, служащего базой дешевого сырья и энергоресурсов для более сильных, нежели наша страна, империалистических держав и, стало быть, не заинтересованных, как и их российские младшие партнеры, ни в развитии отечественной промышленности, в том числе и производстве новых качественных труб, ни в создании нормальной среды обитания для большинства наших граждан. Проводится проверка на количество недвижимого имущества и открытых вкладов на украденные деньги, всех вышестоящих руководителей. |