Дмитрий Медведев в очередной раз решил "осчастливить" граждан России. "Осчастливить", разумеется, по-своему, в направлении, привычном либеральным рыночникам, пытающимся перелицовывать советское наследство на западный манер и на деле усугубляющим тем самым периферийный характер современного российского капитализма. Вослед порядком подзабытым уже "национальным проектам" и полностью провалившейся "административной реформе" в рамках "модернизации" на повестку дня поставлена "энергоэффективность". Постановлением правительства РФ N 614, подписанным 22 июля 2013 года гражданином премьером, определен порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии. Постановление это не вызвало общественного ажиотажа то ли по причине летнего затишья, связанного с периодом отпусков, то ли в силу явного нежелания связанных с Кремлем СМИ привлекать внимание общества к данному документу. Мотивы пропагандистов и журналистов вполне разумны с точки зрения их основных заказчиков - правящего класса современной России: медведевская новация в корне меняет сложившуюся за долгие годы систему оплаты населением электроэнергии, а постановление правительства РФ N 1444 от 7 декабря 1998 года, установившее действовавшие до сих пор основы ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением, теряет силу. Более того, если новый порядок приживется и не вызовет массового возмущения граждан, то возможно распространение его на платежи за воду, тепло и иные сферы жилищно-коммунальных услуг. Правительственным решением вводится "социальная норма потребления электроэнергии", величина которой "устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ. При этом учитываются выборочные данные о годовом объеме потребления мощности в 2012 году потребителями, зарегистрированными в жилых помещениях в городских населенных пунктах, не оборудованных стационарными электроплитами для приготовления пищи, в количестве не менее 10 тыс. человек, а также о числе зарегистрированных в указанных помещениях лиц". Утверждается методика расчета указанной социальной нормы по шести группам домохозяйств и шести типам жилых помещений, которая будет применяться с 1 июля 2014 года по всей стране. В семи же субъектах РФ социальная норма потребления электроэнергии будет учитываться при расчете платы за электроснабжение уже с 1 сентября нынешнего года. В число этих "пилотных регионов" попали Забайкальский и Красноярский края, Владимирская, Нижегородская, Орловская, Ростовская и Самарская области. Понимая всю взрывоопасность нововведения - попробуй-ка уложись всей семьёй в 70 киловатт-часов за месяц! - чиновники пытаются успокоить граждан. Так, заместитель Медведева по правительству Дмитрий Козак после встречи со своим патроном 29 июля пообещал, что "для тех, кто потребляет энергию в пределах нормы, тарифы будут снижены, для "перерасходчиков" - повышены, чтобы компенсировать снижение тарифов для первой категории". Понимая, что при таком подходе большинству потребителей придется платить существенно больше, заместитель председателя правительства РФ тут же попытался переложить ответственность на нижестоящих администраторов: "Объемы социальных норм будут определять руководители регионов таким образом, чтобы более 70% населения укладывались в норматив". Что произойдет, если не уложатся, объяснять, думаю, не надо. Мотивы "команды Медведева" прозрачны и понятны: вступив в ВТО, власти страны пытаются уйти от бюджетных субсидий тарифов на потребляемую гражданами электрическую энергию и перекладывают - в очередной раз - расходы по жилищно-коммунальной сфере (в данном случае - энергопотреблению) на плечи жителей страны. Истинная цель, как водится, маскируется пафосными фразами о "стимулировании экономии", "более справедливом распределении расходов" и "энергоэффективности". Хотя уже на старте реформы понятно, что широко разрекламированное снижение базового тарифа никакой экономии рядовым потребителям не принесет: "социальная норма" быстро исчерпается, а за перерасход придется платить намного больше. Либо отказываться от использования в быту компьютеров, кондиционеров, обогревателей, посудомоечных и стиральных машин, не стирать и не гладить, не шить и не готовить. Богатым, не говоря уже о сверхбогатой верхушке нынешнего буржуазного российского общества, медведевское нововведение ничем не грозит: им куда больше стоило бы опасаться отмены плоской шкалы налога на доходы физических лиц, но возглавляемая тем же Медведевым партия "Единая Россия" из года в год торпедирует в Государственной Думе инициативы оппозиционных депутатов о переходе к прогрессивному подоходному налогу. Показательно, что подписанное премьером правительственное постановление ничего не говорит о контроле, например, общественном или депутатском, над энергоснабжающими организациями, являющиеся фактическими монополистами на своих региональных рынках. Нет ясности о механизме определения "экономической обоснованности" тарифов выше пресловутой "социальной нормы". Ни слова нет в документе и о том, как в новых условиях будет применяться норма о недопустимости превышения в ходе оплаты жилищных платежей и коммунальных услуг определенного уровня от общего дохода семьи. Непонятно, будет ли при определении этого уровня учтено перекрытие порога пресловутой "социальной нормы" и если будет, то в каком объеме. Похоже, всё это гражданин Медведев и готовившие ему на подпись проект чиновники собираются отдать на откуп регионам, среди которых, не лишне будет напомнить, преобладают дотационные. В общем, налицо очередная попытка властей заставить граждан платить за социально значимые услуги по рыночным ценам, помочь монополистам увеличить прибыль, защитив таким экстравагантным образом коммерческие структуры от последствий экономического кризиса, а попутно снять ответственность с государства за положение дел в сфере ЖКХ. Антисоциальный характер введения "социальной нормы потребления электрической энергии" оспорить сложно. Вот поэтому и стараются как можно меньше обсуждать подписанное гражданином Медведевым постановление официальные СМИ, ибо, как признала даже правительственная "Российская газета", "услуги сверх нормы могут стоить на 70 процентов дороже". Думается мне, что вся эта история чем дальше, тем больше начинает напоминать события девятилетней давности, связанные с "монетизацией льгот". Скороспелое принятие поправок в законодательство в сезон летних отпусков, перекладывание ответственности на региональные власти, непродуманность механизмов определения и перечисления денежных компенсаций и смехотворно малые суммы этих выплат - так всё похоже. "Монетизация льгот" вывела в январе 2005 года на улицы городов России десятки тысяч возмущенных граждан, став первым подлинно массовым антиправительственным движением "нулевых". Неуклюжие и антисоциальные действия правительства Медведева могут привести к повторению этой ситуации, разумеется, в новых формах, соответствующих изменившимся условиям. Как писал в своё время Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, "кроме действующих сил добра и зла, в обществе есть ещё известная страдательная среда, которая преимущественно служит ареной для всякого воздействия. Упускать эту среду из вида невозможно..." Есть шанс, что свежая мера правительства Медведева приведет немалую часть общественно пассивной пока "страдательной среды" на сторону тех, кто решительно и твёрдо борется с курсом либерально-рыночных реформ, обрекающим нашу страну на прозябание на задворках мира глобального капитала. |