Прозаик Александр Проханов всегда был и остается по сей день человеком неожиданным, способным удивлять и даже изумлять. Специально подчеркиваю: писатель Проханов, не публицист, не завсегдатай телевизионных политических дебатов, не ведущий программы на популярном радио, не идеолог и не редактор, а именно писатель, автор художественных текстов. Читать их всегда было интересно, а в последние годы, попробовав себя в жанре политической сатиры, Александр Андреевич показал новые грани своего немалого литературного таланта.

Возможно, и к идейным исканиям православного сторонника "русского имперства", и к эстетическим особенностям его произведений, и к присущим Проханову стилистическим изыскам многие наши читатели относятся с глубоким и вполне оправданным скепсисом. Но сила обличения легко узнаваемых представителей современной российской "элиты", - властной и "оппозиционной" - жесткость и предельная конкретность в оценке их деятельности, четкое понимание механизмов отечественного политического процесса и срывание с режиссеров и актёров сего увлекательного действа всех и всяческих масок - это умение, этот дар у 75- летнего мэтра русской словесности вряд ли отнимет даже самый предвзятый критик.

Последний роман Александра Проханова "Время золотое", вышедший летом этого года в журнале "Наш современник" и не так давно изданный тиражом в 3000 экземпляров московским издательством "Центрполиграф", посвящен события последней президентской предвыборной кампании: митингам на Болотной площади, стратегии и тактике штаба Путина, противостоянию московских либералов и провинциальных "оборонщиков", "победе рабочих Урала над тусовщиками с Болотной..." Не буду пересказывать перипетии сюжета - заинтересованный читатель сможет прочесть книгу сам. Отмечу лишь, что в новом романе Проханова четко узнаваемы почти все герои - от премьер-министра Федора Федоровича Чегоданова, вновь стремящегося на высший пост в государстве, номинального президента Стоцкого, склонного к посещению гей-клубов главы президентской администрации Любашина, председателя Центризбиркома, единороссов и "силовиков" до либеральных конкурентов действующей власти в лице "болотного вождя и грозы коррупционеров" Ивана Александровича Градобоева, дочки питерского мэра, теледивы Паолы Ягайло и писателя Лупашко, в фигуре которого изящно спародированы не только внешность и поведенческие привычки Дмитрия Быкова, но и остроумно и метко высмеяны даже особенности его творческой манеры, приемы конструирования многочисленных многостраничных романов.

"Время золотое" - это летопись времени массовых протестов и массовых надежд на перемены, которые не сбылись, да и не могли сбыться в той ситуации и при том составе руководителей протестного движения. За персоной Градобоева четко угадывается Алексей Навальный, а фигура Чегоданова очень сильно, как говорится, до степени смешения, напоминает действующего ныне президента РФ. Так же, как и в реальной повседневной политике, угодлив и жалок в романе его трусливый номинальный "сменщик на четыре года" Валентин Стоцкий, пожалуй, вызывающий из всех не очень-то аппетитных персонажей последнего романа Александра Проханова наибольшее омерзение: "Стоцкий покраснел, его выпуклые глаза слезно заблестели, ляжка нервно дергалась, и этот тик, красный цвет пухлых дрожащих щек, выпуклые, воловьи глаза вызывали в Чегоданове ярость. Он чувствовал, как размыкается в груди обруч, в котором он умел удерживать свой нрав, свои тайные страсти, всплески эмоций. В грудь входит косматое, с огненной гривой чудовище, и лютый гнев начинает хлестать, как кровь из разорванной аорты.

- Ты думаешь, ты президент? Думаешь, мир видит в тебе президента? Ты - дутыш, тряпичная кукла, манекен, восковая фигура! Ты фальшивая купюра, подсадная утка, моя маска, моя перчатка, мой носовой платок! Я сморкаюсь в тебя, а ты терпишь! Уроню тебя, и никто не подберет! Ты интересен миру, как дурацкий клоун, как карикатура на власть. В русскую историю ты войдешь как жалкий скоморох, опошливший само понятие власти, ее тайну, ее священную сущность! Поколения русских людей будут смеяться над тобой, и ты будешь отвратительней Лжедмитрия!

Чегоданов оскорблял Стоцкого, прилюдно унижал, топтал его гордыню, хотел, чтобы тот взорвался, кинулся на него с кулаками. Но Стоцкий жалко трепетал, лицо становилось смертельно бледным, краснота щек уходила к подбородку, на шею, утекала вниз за ворот рубахи. И эта жалкая униженность, безответная робость распаляли Чегоданова. Косматый гнев бушевал, танцевал в груди, и казалось, во рту, из которого излетали оскорбления, пышет огромная паяльная лампа, жжет и пытает Стоцкого.

- Я слепил тебя из папье-маше! Нарисовал тебе рот и глаза! Из тряпочек сшил тебе костюм! Придумал тебе имя! Ты держишься на моих винтиках, дергаешься на моих веревочках! Вывинчу винтик, разорву веревочку, и ты рассыплешься на лоскуточки и щепочки! Ты меня слышишь? Ты не президент, а бумажка! Ты слышишь меня, бумажка?"

Сатирический роман с элементами политического памфлета должен соответствовать канве реальных событий, и автору "Времени золотого" эту задачу выполнить удалось. Не только прообразы в реальной политической жизни соответствуют своим романным отображениям, но и развитие политической интриги в романе отражает реальное развитие общественной борьбы зимой 2011 - весной 2012 годов, хорошо нам известные события двухлетней давности. Роли расписаны чётко, и не зря вскоре после выхода своей книги в свет Александр Проханов пригласил в эфир радиостанции "Эхо Москвы" Алексея Навального и под занавес беседы сознался, что его гость послужил прототипом Градобоева, дав кумиру русской буржуазии совет внимательно прочесть роман в надежде, "что, может быть, он Вас предостережет от тех опасностей или, может быть, ошибок, которые Вас впереди подстерегают". Не думаю, что Навальный и его соратники по либеральному и националистическому движению извлекли реальные уроки из прошедшего, ибо, как и два года назад, всякое организуемое ими политическое мероприятие превращают "в театральное действо". Примеры такого рода - "привнесли в протестные манифестации творческую фантазию", выхолостив при этом социальную составляющую - памятны всем нам и до сих пор, к сожалению, встречаются сплошь и рядом.

Как это ни покажется странным знающим идеологические пристрастия Александра Проханова, в своём последнем романе автор безжалостен и к Владимиру Путину, на деятельность которого возлагал, да и сейчас в своих политических выступлениях возлагает порой немалые надежды. Возможно, жанр сатирического памфлета, по определению предполагающего изрядную долю гиперболы и гротеска, раскрепостил перо художника в его оценках и суждениях: "Не начал модернизацию. Бездарно израсходовал накопленные для развития деньги. Промотал ресурс исторического времени. Не оправдал доверие народа, который разлюбил тебя. Тебя словно подменили. Было странно смотреть, как ты упиваешься своим участием в привилегированных международных клубах, делая противникам России уступку за уступкой. Млеешь от дружбы с европейскими лидерами, этими ничтожными выморочными клерками. Как тобой овладел бес стяжательства и ты рассовывал свои нефтяные и газовые накопления по мировым банкам, и это не укрылось от народа. Ты строил себе дворцы на всех побережьях, на всех горнолыжных курортах мира, а русские городки и села гнили, а вместе с ними сгнивал народ. Ты почти перестал работать, а все время уделял бассейнам, лыжам и безвкусному пиару, который придумывал постаревший, утративший талант режиссер. Чего стоят твои фальшивые поездки на канареечном автомобиле, или твой голый торс, возбуждающий стареющих женщин, или зоологические пристрастия с поцелуями рыб и животных".

В романе Александра Проханова есть всё: кремлевские интриги и склоки, описания хождения "национал-либерала" Градобоева к американскому послу и едкое высмеивание методов работы либеральной журналистики, сатира на "правозащитную общественность" и деятелей шоу-бизнеса. Есть политтехнология, четко демонстрирующая нам, кто и как воспользовался массовым протестом обманутых избирателей два года назад и обеспечил победу на последних президентских выборах Владимира Путина, как либеральная оппозиция Путину волей-неволей таскала каштаны из огня для своего главного врага, с которым, впрочем, у неё гораздо больше общего, чем с рабочими или крестьянами, которых в романе просто-напросто нет. Рецепт для успеха Чегоданова прост и эффективен: "Надо показывать народу чудовищное лицо бунта. Надо пугать людей кровавой пастью новой революции, которая повторяет жуткий распад государства. Февраль семнадцатого, кошмар гражданской бойни, война всех против всех, лагеря, расстрелы, нищета, бегство лучших русских людей за границу. Надо сравнивать Болотную площадь с перестройкой, Ельциным, Беловежьем. России уготована судьба СССР, распад, оккупация. Надо сравнивать Градобоева с Керенским и с Горбачевым. Надо убеждать людей, что ты, каким бы нелюбимым и даже ненавистным ни выглядел, являешься последним защитником государства. Твое уничтожение является уничтожением государства, после чего Россия превратится в кровавую бездну. Кровью захлебнутся нищий и богач, еврей и русский, якут и чеченец. Только так ты можешь победить Болотную. Усиливая ее, сокрушить".

Теперь мы знаем, что тактика власти, согласно которой "агрессия, грозящая сломом страны и низвержением государства, должна была сеять в народе страх перед хаосом" и в итоге "должна была вооружать страну против мятежной Москвы, препятствовать распространению смуты, собрать вокруг нелюбимого Чегоданова все новых и новых сторонников", оказалась успешна. Но мы знаем и то, о чем не говорит Александр Андреевич Проханов, разве что небольшим намеком на самых последних страницах "Времени золотого". О том, что экономическая и социальная политика победителя бьёт, в первую очередь, по тем группам и слоям, которые из "страха перед хаосом" в марте 2012 года голосовали за Путина. Именно они - рабочие крупных предприятий, жители русской провинции - в наибольшей степени почувствовали на себе все тяготы нового этапа либерально-рыночных реформ, проводимых правительством Медведева. Ведь, в отличие от романного Стоцкого, реальный Дмитрий Анатольевич после передачи президентских полномочий пересел в премьерское кресло, а не выполз на карачках, выплевывая кровь, из кабинета патрона...

Получается, что Александр Проханов написал роман о политических играх. Играх, где у каждого персонажа есть своя собственная роль, определенная кремлевскими политтехнологами в интересах сохранения существующего капиталистического строя, недопущения гибели буржуазного государства от революционных потрясений. Два года назад власть и деньги имущим это удалось. Но ситуация меняется, и, как известно, на отечественную политическую сцену медленно, но верно выходят новые люди: протестующие медики и учителя, бастующие рабочие, не продающиеся за гранты общественные активисты. Их время пока ещё не пришло, но уже приближается. Ролевые политические игры, столь блестяще и вдохновенно описанные Александром Прохановым, неизбежно уступят своё место реальной общественной активности людей труда, настоящих хозяев нашей страны и подлинных героев нашего времени.

Владимир Соловейчик