В Генеральную прокуратуру РФ
МАП РФ
РАО "ЕЭС"
От председателя Координационного совета АТОС
Белковой Г.Г.
191186, СПб, ул. Миллионная 11-107

Прошу принять меры по прекращению массового нарушения прав граждан в сфере предоставления услуг компанией-монополистом ОАО "Ленэнерго".

ОАО "Ленэнерго" не проводит доставку квитанций потребителям по оплате за оказанные услуги. Гражданам приходится добираться до специальных пунктов "Петроэлектросбыта", чтобы получить в порядке общей очереди квитанции для оплаты в ближайшем для места проживания сбербанке. При этом сотрудники "Петроэлектросбыта" требуют предъявить предыдущую квитанцию, не мотивируя никакие свои требования действующим законодательством. Скажем, в Центральном районе, где я проживаю, имеются 3 пункта выдачи квитанций. Самый ближайший для меня - не в зоне пешей доступности, в то время как по муниципальным меркам объекты социального назначения должны располагаться в округе проживания граждан (15 минут пешком).

Доставка квитанций по международным, не только европейским стандартам, считается безусловно включенной в тариф услугой. Можно было с пониманием отнестись к временной ликвидации этой услуги в тяжелый реорганизационный для страны период, но сегодня, когда компания является прибыльной, подобные искусственно созданные для граждан трудности невозможно понять и оправдать "отсутствием средств" (как мне объяснил сотрудник "Петроэлектросбыта").

Я обращалась в прокуратуру, МАП, и непосредственно в ОАО "Ленэнерго" с заявлениями о том, что необходимо разработать и заключить с потребителями современный типовой Договор, который позволит защитить все стороны. Сегодня такой Договор отсутствует, что позволяет компании нарушать права граждан в массовых масштабах и злоупотреблять своим монопольным положением на рынке данных услуг. Это является нарушением ст. 10 Гражданского кодекса РФ и ст. 5 ФЗ N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" (с изменениями на 02.01.00). Пункт 2 статьи 34 Конституции РФ направлен на формирование добросовестных отношений между поставщиками и потребителями услуг. Именно в силу отсутствия цивилизованных договорных отношений компания необоснованно превратила свою непосредственную обязанность по доставке квитанций в самообслуживание граждан. Недопустимо решать проблемы компании за счет граждан. Нужно всегда помнить о том, что есть люди, для которых передвижение по городу - серьезная проблема. Они не могут самостоятельно даже хлеб купить. Да и для работающего населения не составляет большой радости тратить свое свободное время на путешествия за квитанциями со стоянием в очереди. Напоминаю, что права граждан являются неполсредственно действующими, даже если отсутствуют нормы их реализации. Они не могут быть никем ограничены, кроме как путем введения специального ФЗ, да и то, только в случае угрозы конституционному строю (ст. 18 и 55 Конституции). В этом году другая монополия - ПТС - решила проблему с введением единой квитанции с ее адресной доставкой. У ПТС до сих пор есть проблемы, но они пытаются их решать. Возможно, их опыт окажется полезным для "Ленэнерго", возможно, есть смысл объединить усилия для решения проблемы несовершенства систем доставки и управления в пользу граждан. Поскольку проблема отсутствия Договоров между поставщиками массовых услуг и их потребителями не решается в СПб никоим образом, АТОС включила ее в свое заявление в Европейский суд по правам человека "О массовых нарушениях гражданских прав", о чем я и вынуждена уведомить перечисленные выше адресаты.