Пожалуй, сейчас вряд ли кто-то будет всерьёз спорить с утверждением, что мировое коммунистическое движение находится в глубоком кризисе после полосы грандиозных поражений в 1990-х годах, связанных с крушением социалистического лагеря и СССР. Поражения привели к распаду и исчезновению целого ряда коммунистических партий в десятках стран. Теперь основной отряд коммунистов сосредоточен в азиатских странах. По данным на 2000 год, в мире действовала 91 компартия с общей численностью членов в 66,96 млн. человек. 86,6% всех коммунистов мира состояли в Компартии Китая. В азиатских компартиях состояло 95,5% коммунистов. В мире осталось не так много компартий, которые сохранили свои позиции, удержали власть в своих руках, и тут лидируют, конечно, Компартия Китая и Компартия Вьетнама.
Некогда могучая КПСС раздробилась на 19 компартий, а численность коммунистов сократилась в 20 раз. Некогда мощная Социалистическая единая партия Германии также распалась на несколько партий, а численность сторонников коммунизма и социализма сократилась в 27 раз. Коммунизм в Европе потерпел сокрушительное поражение. Ещё 50 лет это трудно себе было представить, но теперь это свершившийся факт.
Времяпрепровождение и догматизм

Эта статистика - лишь количественное выражение идейного кризиса, разразившегося в коммунистическом движении. Если читать программы нынешних компартий, то нетрудно заметить, что они полностью утратили представление о перспективах, о строительстве коммунизма, и ставят перед собой лишь цели создания "народного государства" с более высоким уровнем социального обеспечения, по советскому образцу. Некоторые партии пытаются добиться этого через парламентаризм, некоторые ставят на "народную революцию". Но о долгосрочных целях почему-то никто из нынешних коммунистов не говорит. Основное внимание - на краткосрочные цели на национальном уровне.

Можно указать ещё на два признака глубокого идейного кризиса. Во-первых, одной из основных целей нынешнего коммунистического движения является борьба за улучшение положения и за права рабочего класса, понимаемая настолько широко, что даже становится непонятно, за что именно идёт эта борьба. Общее впечатление о деятельности коммунистов и социалистов таково, что борьба за права трудящихся есть лишь оправдание для бурной, но малоосмысленной деятельности: агитации, митингов, протестов, занимающей большую часть времени и являющейся, по сути, лишь разновидностью времяпрепровождения.

Во-вторых, это необычайной силы догматизм, поразивший подавляющую часть коммунистов, которые проводят годы в пустых и бесплодных спорах по поводу толкования тех или иных цитат из Маркса, Ленина и Сталина, в словопрениях по поводу причин крушения СССР. Цитаты, цитаты, цитаты и полное отсутствие живой мысли. Уже стоит обратить внимание на то, что догматизм среди коммунистов стал куда более заскорузлым, чем был в брежневские времена. Цитатники заслоняют коренные изменения в мире. Некоторые российские коммунисты в этом деле сумели далеко обогнать и Брежнева, и Мао Цзедуна, а Сталин на фоне этого догматизма выглядит просто вольнодумцем.

Поскольку даже труды основоположников не ложатся в узкие рамки этого догматизма, то его адепты пошли по тому же пути, по которому когда-то двинулись Каутский и Бернштейн, и о котором писал Ленин в начале книги "Государство и революция". Они стали превращать Маркса, Ленина и Сталина в иконы, канонизировать их, выхолащивать их учение и опыт, раздёргивать на цитаты, опошлять. И чем крепче был градус догматизма, тем в большей степени они канонизировались и выхолащивались.

Всё это догматиками сталинистского или ленинистского толка преподносится как средство спасения коммунистического движения в условиях грандиозного поражения. То, что в такой концентрации и лошадиных дозах это средство приводит к мумификации коммунистического движения, догматиков нимало не беспокоит. Тем более, что они в значительной массе - старики с целью "умереть коммунистами", а там - хоть трава не расти.

Однако мир ни на минуту не застывает неизменным. Он постоянно меняется и развивается, причём теперь эти изменения в нашу эпоху происходят быстрее и ощущаются сильнее, чем во времена Ленина и, тем более, Маркса. Империалисты и капиталисты тоже не сидят без дела и неустанно работают над увеличением своей мощи и влияния. Потому догматизм заранее, изначально обречён на поражение. Все, кто выражают свою приверженность догматизму, все, кто идёт за вождями-догматиками - это политические трупы, и будущее их состоит в поражении, гибели и бесславии.

Чего не хотят понимать догматики?

Что главное, чего не понимают и не хотят понимать нынешние коммунистические догматики? Есть несколько важнейших моментов.

Первый. В СССР была сделана удачная попытка создания системы производительных сих и политэкономической системы, принципиально отличной от капитализма, несмотря на изобильное использование "запчастей" от этого самого капитализма. Была выработана даже целая теория этого, которую я называю теорией Кржижановского-Струмилина, положенная в основу первых советских пятилеток. Основные её положения заключаются в следующем:

- хозяйство развивается по линии удовлетворения потребностей, а не ради извлечения прибыли;

- хозяйство развивается как единый производственный комбинат;

- социалистическое государство, использующее рабочую силу и технику, созданную капиталистами, присваивает всю прибавочную стоимость, созданную рабочими, и централизованно её распределяет;

- перспективное направление развития - замена живого труда сначала электрифицированными машинами (механизация труда), а потом и автоматическими производственными устройствами (автоматизация).

Эта попытка не была завершена и доведена до достаточной степени развития. Однако теоретические и практические достижения Советского Союза имеют огромную ценность. Даже в недостроенном виде эта система производительных сил показала свою живучесть и эффективность.

Второй. Со времени исторического полёта Юрия Гагарина в космос в апреле 1961 года стало окончательно понятно, что весь мир - это единое целое. По сути дела, мы живём на естественном космическом корабле, который бороздит беспредельное космическое пространство со скоростью 254 км в секунду вместе с вращением Галактики Млечного Пути. Это кардинальнейший в истории человечества переворот в сознании, и мы вступили в космическую эру своей истории. Из этого факта следует, что мы или выживаем, или погибаем все вместе. Если Земля станет непригодной для жизни, то всё человечество разделит его судьбу, и никто не спасётся.

Третий. Во второй половине ХХ века, вместе с появлением компьютеров и роботов, произошёл кардинальнейший сдвиг в развитии производительных сил. Было создано средство производства, которое может работать длительное время совершенно без участия человека. Производящее устройство, состоящее из машины и компьютера в качестве узла управления, может полностью заменить человека в производстве, освободить его от вековечной обязанности труда.

Это важнейший переворот в производстве, со времён изобретения каменного топора, и просто поразительно, как это марксисты, с таким вниманием относящиеся к производительным силам, со всем их материализмом, прошли мимо этого важнейшего события в мировой истории. А ведь человечество вступило в новую историческую эпоху, и СССР был провозвестником этой эпохи - страной, открывшей двери в эту новую эпоху.

Направления пересмотра

Из этого следует, что вообще идеология и стратегия коммунистического движения должна быть глубоко и радикально пересмотрена, и только в этом есть единственное спасение от превращения компартий в кружки любителей Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина. Разумеется, далеко не все смогут пройти через "игольное ушко" этого пересмотра, многие будут отчаянно и ожесточённо бороться против него, называя инициатора всякими нехорошими словами. Но все же есть надежда, что наиболее здравомыслящие люди пойдут на это.

Итак, каковы основные направления этого пересмотра?

Во-первых, коммунизм (то есть общество, в котором реализуется принцип "От каждого по способностям, каждому по потребностям") стал технически реализуемым. Создав достаточно большое количество самых разнообразных производящих устройств и объединив их в единый автоматический комбинат, мы вполне можем создать систему машин, производящую все потребительские товары в необходимом количестве. Роботы могут делать очень многое, и даже при нынешних, весьма неспешных, темпах развития отрасли, уже появились роботы для строительных работ, для сельского хозяйства, для индустрии, для розничной торговли, для выполнения самых разнообразных услуг, для уборки мусора и чистки помещений. Обзор новинок робототехники позволяет сказать: уже в близком будущем человечество, или какая-то его часть может свалить со своих плеч основную часть рутинного труда и сосредоточиться на науке и творчестве. В этом смысле нынешняя бурная деятельность по борьбе за права трудящихся представляется малообоснованной. Зачем тратить драгоценное время на митинги и акции, когда есть возможность сосредоточиться на том, что кардинально и бесповоротно разрешает проблему эксплуатации труда?

Во-вторых, коммунизм стал настоятельно необходим. Раньше этот строй был своего рода далёкой мечтой, скрашивающей весьма безрадостные будни трудящегося. Теперь всё не так. Начало космической эры человечества ставит новые задачи. Дело тут не только в выживании рода человеческого и использовании в хозяйственных целях окрестных планет и астероидов, хотя и эти задачи очень актуальны. Дело в том, что нам весьма интересно, что происходит в глубинах космоса, в других звёздных системах, и есть ли в чёрных глубинах Вселенной иной разум. Но вот дотянуться до других звёзд - чертовски трудная задача. По первым годам развития космической техники её весьма недооценивали, но мы теперь понимаем всю трудность и тяжесть задачи. Создание космической техники есть исключительно трудоёмкое и наукоёмкое дело. К примеру, над созданием "Бурана" работало 2,5 млн. человек: учёные, инженеры, рабочие. Эти люди должны быть обучены своему сложному делу, обеспечены всем необходимым для жизни и дела и, конечно, освобождены от другой работы. Только "Буран" - это машина для полётов в околоземное пространство. Создание более мощной и сложной космической техники для освоения Солнечной системы потребует усилий десятков и даже сотен миллионов специалистов.

Но сейчас весь мир столько не может выставить. В мире всего 7 млн. учёных, силы которых распылены между тысячами научных проектов, включая военные, около 12-15 млн. инженеров, создающих всё разнообразие техники, в том числе военной. Если сейчас взяться за создание техники, способной обеспечить регулярные полёты, исследование и освоение небесных тел в Солнечной системе, то для этого потребуется сразу занять около 70% наличного научно-инженерного кадрового состава всего мира. Мировая экономика такого не выдержит.

Потому нужен расширенный набор в научно-инженерную армию. Если полностью ликвидировать безработицу (около 210 млн. человек), распустить все армии (около 70 млн. человек), ликвидировать недоедание и голод (около 800 млн. человек), а также реконструировать отсталые отрасли мирового хозяйства, то можно выделить примерно от 1,5 до 2 млрд. человек. Но вот обеспечить их всем необходимым для работы уже не получится при имеющемся мировом хозяйстве. Для оставшейся части трудоспособного населения - это неподъёмная задача.

Но самое главное - в другом. Миллиард учёных и инженеров в мире - это коммунизм, по сути. Обеспечив седьмую часть населения по потребностям для жизни и работы в интересах развития техники и успеха космической экспансии, потребуется обеспечить и всех остальных так же. Сказав "а", мы скажем и "б", и "в" и все остальные буквы алфавита. Иначе мир погрязнет в грандиозной социальной взаимно истребительной войне. При реализации космических программ придётся производить такое количество энергии, материалов, машин, изделий и устройств, которое будет резко, на порядки, превышать текущие потребности всего населения мира. Раз так, то чего мелочиться? Надо просто обеспечить всем и каждому по потребности, то есть установить глобальный коммунизм.

В-третьих, всё это потребует реализации в глобальных масштабах автоматизации и практической реализации положений теории Кржижановского-Струмилина, то есть создания глобального автоматического комбината с неизбежным социальным переустройством по всему миру. Решение этой задачи потребует мобилизации всех творческих сил и значительного напряжения, поскольку очень уж это трудно - перестроить на новых принципах всё мировое хозяйство. Это потребует не только детального и тщательного изучения индустриального опыта капстран, изучения советского опыта, но и развития теории Кржижановского-Струмилина, адаптации её к самым разным странам и регионам, выработки многих своеобразных методов хозяйствования. Да и сам по себе процесс социальных изменений также потребует проработки, весьма тщательной и глубокой. Ошибки будут стоить огромных потерь и жертв. Только для того, чтобы их избежать, потребуется исчерпывающее знание о каждом народе, о каждой нации, о культурах, образе мышления разных людей, и грандиозное развитие соответствующих наук. Раз в обращение поступит огромное количество материала, то и сам марксизм также претерпит процесс серьёзнейшего развития, дополнения, пересмотра ряда постулатов, которые сейчас догматикам кажутся незыблемыми.

Таким образом, новые производительные силы, коммунизм в мировом масштабе и глубокое обновление марксизма - вот основные линии пересмотра идеологии коммунистического движения. Тут придётся меньше цитировать основоположников, а больше думать своей головой. Это вызов всему коммунистическому движению. Или оно сумеет выработать обновлённую идеологию и повести за собой человечество, или же окончательно обратится в клуб догматиков и сойдёт с политической арены.