Постановление правительства РФ N 166 о "Промышленной сборке" дало автомобильным транснациональным корпорациям зеленый свет к освоению российского рынка, подобно выстрелу для погонщиков собачьих упряжек во времена освоения Клондайка. Как и персонажи Джека Лондона во время золотой лихорадки, автомобильные гиганты мира, сталкиваясь лбами и отпихивая друг друга локтями, ринулись "столбить" делянки на территориях, весьма благоприятных для получения сверхдоходов от их бизнеса. Что же привлекло их на нашу землю и почему именно сейчас такой ажиотаж? Представляется, что основных причин несколько: Во-первых, из России уже несколько лет доносится возбуждающий аромат нефтедолларов: высокая стоимость нефти и газа на мировом рынке пока обеспечивает повышенный платежеспособный спрос на потребительские товары на внутреннем рынке, в том числе и не в последнюю очередь на автомобили. Россияне, как ужаленные сметают из автосалонов бюджетные иномарки, продажи которых уже сравнялись и превысили уровень производства отечественных автомобилей. На сегодняшний день в России существует только одна проблема с продажей машин в сегменте 10-12 тыс у.е. привезти или произвести в нужном количестве. Продать - не проблема! Очереди на бюджетный Форд Фокус растянулась на 6 мес., запорожские Ланосы с эмблемой Шевроле хватают как горячие пирожки, на уродливые "Логаны" люди готовы записываться в очередь, переплачивая 2-3 тысячи евро по сравнению с европейской ценой этого убогого "творения" Рено для третьего мира. Такого автомобильного бума нигде в мире больше нет и, конечно, уже не будет. Шанс упускать нельзя, акционеры не простят... Во-вторых, как это не прискорбно звучит, Россия снискала себе славу страны с дешевой и незащищенной рабочей силой, что делает перенос производства сюда особенно привлекательным для автомобильных ТНК (транснациональных корпораций). Фактически у нас разыгрывается сценарий, много раз успешно срабатывавший в новой глобальной экономике: возьмем хотя бы эксплуатацию полу-рабского труда на "фабриках" подрядчиком мировых текстильных брэндов в Бангладеш, Филиппинах, Иордании. Работники там буквально горят заживо (пожары на этих потогонных цехах происходят постоянно) за гроши, поставляя товары на рынки США и Европы. Вспомним Мaquiladoras (сборочные заводы, использующие дешевую рабочую силу) экплуатирующие сегодня мексикиканцев. Такую участь видимо уготовили и нам господа либералы, продав оптом народ России на международном невольничьем рынке. Ведь посмотрите, многие жители Ленинградской и Калужской областей, куда уже устремились "инвестиции" Тойоты, Фольксваген и Дженерал Моторз, действительно будут рады работать на этих предприятиях за зарплаты, которые не обеспечивают простого воспроизводства рабочей силы и за которые в мировой автомобильной индустрии уже работников не наймешь нигде, даже в Мексике. Почему? Да потому, что эти люди уже давно живут в такой нищете, что 300 - 400$ для них хорошая зарплата, за которую они готовы продать себя. Другой альтернативы (работы) у них просто нет. Сообщающиеся сосуды мирового рынка труда Основная проблема глобализации в том, что на самом деле, ответственность капитала перед эксплуатируемыми странами сведена к минимуму или вообще отсутствует. Капитал приходит только для того чтобы получить прибыль и как только прибыль уменьшается, либо где-то можно получать ее легче и дешевле, капитал ликвидирует предприятия, отставляя за собой заросшие бурьяном пустыри, брошенные цеха и тысячи безработных. Такие гетто бедняков можно увидеть не только в латинской Америке но и на берегах озера Мичиган в самих США. Это уже проходили во всем мире, теперь реальность мира капитала докатилась и до нашей страны. Только мы к этому пока не готовы. Нас никто не учил законам капиталистического мира, напротив, наш народ как наивные туземцы готов обменять самое ценное - себя и свое будущее на "бусы и огненную воду" современных конкистадоров. Создавая рабочие места здесь, за меньшую плату глобальный капитал сталкивает рабочих разных континентов лбами, заставляя конкурировать между собой. Ведь если завод открывается здесь, значит, где-то в другом месте он закрывается: в Бельгии, Канаде, Польше или в Бразилии. Тысячи людей будут либо принуждены работать в худших условиях, либо лишатся работы. Должно ли нас это волновать? Ответ однозначный - да! Международное рабочее движение уже озабочено планами автомобильных ТНК превратить Россию в штрейкбрехера мирового автомобилестроения. Устраивает ли нас такая незавидная роль? Надеюсь что нет, ведь колокол когда-нибудь прозвучит и по нам. Автомобильный бум схлынет, а с ним капиталы и рабочие места переместятся в какую-нибудь еще более бесправную и забитую точку мирового рынка. Поэтому уже сейчас российские рабочие должны бы понять насколько серьезная борьба им предстоит и начать готовиться к ней. Особая роль в этой борьбе будет принадлежать новым российским независимым профсоюзам, основанным не по указке сверху и подчас стихийно, от нужды в защите работающих, не желающих окончательно потерять человеческое достоинство, а потому боевым и бескомпромиссным. Именно такие профсоюзы должны уже сейчас начинать бить тревогу, будить сознание общества, особенно самой бесправной и обездоленной его части - рабочего пролетариата, которому мировые правители уже приготовили стойло, назначили дешевую цену, и приготовились доить и стричь. Да эти профсоюзы еще слабы, бедны ресурсами и опытом борьбы. Их активисты еще немногочисленны, солидарность слаба. Давление и запугивание "хозяев" растет. Государство потирает руки, устранившись от социальных своих подданных и отдав, а по сути, продав, их на милость мирового свободного рынка. Но они, эти профсоюзы - единственная надежда этой страны на достойную жизнь в 21 веке! Перед нами стоит невероятно сложная, почти нереальная задача - противостоять многомиллиардных ресурсам ТНК, равнодушию правительства, репрессиям хозяев. Одним справиться практически нереально. Поэтому лозунг времен интернационала "Пролетарии всех стран соединяйтесь!" актуален, как никогда. Соединяться в ресурсах, делиться опытом, участвовать в акциях солидарности, обмениваться информацией, совместно защищать активистов не взирая на географические, отраслевые, национальные и другие барьеры - вот современная стратегия организованного наемного труда в условиях глобализации. Поймем ли, успеем ли сделать выводы и начасть что-то делать? Ответ за нами. |