Я прекрасно осознаю, что моё мнение гораздо менее ценно (как в нематериальном, так и в чисто денежном эквиваленте), чем мнение михалковых, макаревичей, пугачевых, церетели и прочих монстров, зубров, динозавров (или как там ещё) российской "культурки". Но как гражданин имею право его высказать, и не просто высказать, а потребовать устранения нарушения моих прав.

А случилось вот что. В феврале 2005 года я тяжело заболел. Настолько тяжело, что с трудом доходил от постели до туалета. Заболевание оказалось редким и плохо изученным, для уточнения диагноза потребовался перевод моего бренного тела из железнодорожной больницы в Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт Фтизиопульмонологии Минздравсоцразвития РФ. Через полтора месяца после начала болезни, когда в желдорбольнице меня более или менее поставили на ноги, я был направлен в НИИ Фтизиопульмонологии (было получено предварительное заключение специалистов НИИ о необходимости моего нахождения в НИИ для уточнения диагноза). В приёмном покое института мне предложили заплатить за нахождение в институте по 50 рублей за каждый день, но не менее 750 рублей, ссылаясь на приказ директора НИИ. В этом приказе было установлено, что в связи с недофинансированием НИИ из федерального бюджета, установить для пациентов дополнительную оплату койко-дня в размере 50 рублей, при этом минимальные сроки пребывания - 15 дней для пациентов, нуждающихся в обследовании и 1 месяц для пациентов, нуждающихся в лечении. В этот день я попытался встретиться с директором НИИ для выяснения правовых оснований этого приказа, т.к. просто нехватка средств не может обосновывать взимание платы с пациентов. Встреча не состоялась из-за занятости директора, а главный врач мне и приехавшим по моей просьбе представителям профсоюза пояснила, что вопрос освобождения от оплаты решает только директор. В этот день я вынужден был отправиться домой, чтобы на следующий, уже с деньгами, приехать и, заключив договор на оказание платных медицинских услуг - дополнительная оплата койко-дня, поступить на дифференциально-диагностическое отделение НИИ. Но всё же я был не согласен с взиманием денег, о чём и написал заявление директору уже после оформления меня в приёмном покое и на отделении, ибо в противном случае меня просто не стали бы оформлять.

На 3 день пребывания меня вызвал к себе в кабинет и.о. директора НИИ А.В. Елькин и в присутствии лечащего врача Н.И. Александровой и заведующего дифференциально-диагностическим отделением Н.Ю. Левашёва отказал в диагностике и пребывании в НИИ в связи с написанием мной заявления о несогласии дополнительной оплаты койко-дней. Для возврата части уплаченных мною денег мне предложили подписать типовой бланк, где я просил вернуть часть суммы в связи с окончанием обследования. Я считал, что обследование не окончено, т.к. диагноз не уточнён, настаивал на его продолжении, о чём подал очередное письменное заявление. Однако меня в очередной раз проигнорировали и выписали в состоянии далёком от хорошего, при этом не вернув никаких денег. Таким образом, процесс лечения и уточнения диагноза затянулся ещё на полтора месяца.

Глобализация капиталистических рынков труда и капитала не оставляет иллюзий: если соотношение социальных сил не изменится, то в России окончательно оформится система отношений периферийно-колониального капитализма, а современная российская власть будет выполнять роль колониальной администрации. Каковы основные черты такой системы?

Прежде всего, ее отличает чрезвычайно низкий уровень оплаты труда большинства наемных работников при общем снижении или фактическом отсутствии системы каких-либо социальных гарантий. При этом относительно благополучными можно назвать положение и условия труда у меньшинства наемных работников, занятых на экспортном производстве и предприятиях транснациональных корпораций.

Постоянный высокий уровень застойной безработицы провоцирует вытеснение большинства населения в своеобразную "социальную резервацию". Катастрофически падает вертикальная мобильность членов социума. В результате люди перестают видеть реальные перспективы своего труда, профессионального и социального роста. Не будучи востребованной обществом, жизнь большинства простых граждан попросту обессмысливается.

Это в свою очередь порождает неуклонную криминализацию всех общественных отношений, в том числе и социально-трудовых. В них воцаряются фактическое беззаконие и "право силы", которые цинично имитируют формальные правовые процедуры - суд, надзор за соблюдением законности и т.п. - подменяя их содержание абсолютной коррупцией. На этой волне возникает реальная опасность утверждения политической диктатуры тоталитарного типа - однако диктатуры, не разрушающей данную уродливую систему, а наоборот, пытающуюся сохранить и укрепить ее.

Чем настоящая забастовка отличается от докерской?

На прошлой неделе докеры трех стивидорных компаний, принадлежащих ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", продолжали бессрочно бастовать и одновременно вести переговоры с портовым руководством. Хотя забастовка носит достаточно мягкий характер, по оценкам руководства порта, ежемесячно они могут нести убытки около 1 миллиона долларов. Один из самых радикальных профсоюзных деятелей Петербурга - Михаил Дружининский рассказал "Городу", что предлагал свою помощь бастующим докерам Морского порта и знает, как им по бедить собственников. Но докеры пока решили обходиться своими силами.

- По какому алгоритму должны действовать бастующие рабочие?

- На наш взгляд, необходимо воздействовать на собственников порта, причем не формальных, а фактических. Между настоящими и официальными хозяевами обычно существует цепочка посредников, и если что-то случается, они ее меняют. Но у нас есть опыт по нахождению реальных собственников - в данном случае это Южилин, Мордашов и Лисин.

- И как вы собираетесь на них воздействовать?

- Мы предложили докерам, чтобы они передали нам информацию о десяти наиболее крупных получателях металла, обрабатываемого в порту. При каждом большом западном профсоюзе есть своя компания, которая разрабатывает стратегии нанесения максимального экономического ущерба собственнику. Через наших партнеров из европейских профсоюзов мы бы добились того, что грузы Новолипецкого комбината, принадлежащего Лисину, перестали принимать в Европе.

- Мы - это кто?

- Конфедерация рабочих профсоюзов, которую я возглавляю. Это новая организация, созданная для изучения наиболее радикального опыта западных профсоюзов и внедрения его в России. С внедрением, правда, возникают сложности, но мы только начинаем. Основателями профсоюза были профсоюзы трамвайщиков, автотранспортной бригады метростроевцев и электриков ОЖД - там, где между рабочими и работодателями происходят наиболее жесткие конфликты.

- Докеры предоставили вам информацию?

- Нет, но мы предупредили, что все равно будем этим заниматься. Нам не нужен собственник, который думает только о себе и не занимается социальными программами. Вполне возможно, есть сговор между докерами и одним из собственников - упала стоимость акций, кто-то хотел их по дешевке скупить, и для того чтобы заблокировать покупку, устроили забастовку. Там сложная игра идет - мы пока не можем ее полностью просчитать, у нас мало аналитиков. Это вообще не забастовка, скорее информационное давление - они два раза в день по полтора часа не работают. По сути, это обычный перекур.

Забастовка докеров приостановлена. Что дальше?

Байка про мальчика, который кричал "Волки, волки!", - это, конечно, не о наших докерах. У них все очень серьезно. Заголовки многотиражной газеты "Докер" пестрят терминологией Уголовного Кодекса: "мошенничество", "афера", "ущерб в особо крупных размерах" - все эти деяния приписываются нынешним владельцам петербургского Морского порта. В каждом номере тексты обращений в Администрацию Президента РФ, Генеральную прокуратуру и т. д. Вместе с тем на днях лидеры местных забастовочных комитетов сообщили, что объявленная 30 августа бессрочная акция протеста докеров приостановлена.

А была ли забастовка? Напомним, в течение смены докеры один-два раза прекращали погрузку-разгрузку; при этом перерывы в работе в общей сложности составляли час-полтора. Оценивать такие методы борьбы за свои права можно по-разному. Например, с точки зрения председателя Конфедерации рабочих профсоюзов Михаила Дружининского, "так не бастуют - так перекуривают"... Тем не менее, как подчеркнул вчера глава местного портового комитета Российского профсоюза докеров (РПД) Александр Моисеенко, конфликт частично урегулирован, работодатель пошел на компромисс. По прогнозам уже в конце месяца коллективные трудовые договоры, из-за которых и разгорелся весь сыр-бор, скорее всего будут оформлены и скандал утихнет сам собой. Утихнет, несмотря на то что по ключевым моментам договоренность так и не достигнута.

- Реально положение докеров не улучшилось, а даже ухудшилось, - признает юрисконсульт портового комитета РПД Михаил Попов. Погашение инфляции, премиальные, учет в заработке роста производительности труда, страховые выплаты - решение всех этих вопросов, как и раньше, отдано на откуп руководителям предприятия. Причем, как выясняется, штатным сотрудникам стивидорных компаний еще страшно повезло по сравнению с их коллегами, которые работают за рамками штата. Последние, по информации профсоюзной верхушки, вообще лишены маломальских прав. - Один из таких привлеченных работников, - рассказывает г-н Моисеенко, - получил тяжелейшую травму. Так вот, его просто вынесли за ворота предприятия и оставили, со словами: "Мы перед тобой никаких обязательств не имеем!"

Так или иначе, решатся ли наконец насущные проблемы рядовых членов профсоюза - ради чего, по идее, протестное движение и затевалось? Что заставило администрацию Морского порта все же пойти на "некоторые" уступки бастующим? Почему акция прервана спустя две недели (обещали же, "умрем, но не сдадимся")?.. Внятного ответа услышать так и не удалось. Лидеры тред-юниона произносят массу красивых слов о солидарности, долге, чести, и за этими словесами суть происходящего теряется, как очертания кораблей в туманной дали. При этом, по сведениям все тех же профсоюзных боссов и депутата Госдумы Олега Шеина, стоимость пакета акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", принадлежащего государству (порядка 49%), за последнее время упала со 100 до 8 миллионов долларов. "Налицо организованная преступная деятельность по умышленному занижению... - считает г-н Шеин. - Прошу провести проверку на предмет возбуждения уголовного дела..." Правоохранительные органы внимать доводам парламентария, судя по всему, не спешат. В сторонних дискуссиях о питерской забастовочной кампании все громче звучат слова "сговор" и "заговор". А докеры спокойно трудятся в обычном режиме, разве что без сверхурочных. Впрочем, загрузка стивидорных компаний порта, по данным г-на Моисеенко, на сегодня и так составляет едва ли 60% от прежней, - куда уж там "сверх". По ряду экспертных оценок, за период вялотекущей забастовки собственники предприятия потеряли около 3 миллионов долларов.
22 сентября 2005 г. Валерия Стрельникова
("Новая газета в Санкт-Петербурге", 22-25.09.2005)


Справка "Новой":

По информации директора Фонда имущества северной столицы Андрея Степаненко, принадлежащий городу пакет акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" (около 29%) будет продан до конца 2005 года. При этом план реализовать акции, находящиеся в собственности городской казны, и акции, владельцем которых является федеральный бюджет (20%), единым лотом, - еще недавно стоящий на повестке дня, - нынче дезавуирован. Как пояснил г-н Степаненко, "договориться с Москвой о совместных действиях не представилось возможным". Напомним, в настоящее время контрольный пакет акций в капитале питерского Морского порта принадлежит структурам, близким к собственникам Новолипецкого металлургического комбината.

МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ (МЕЖДУНАРОДНАЯ) забастовка является новой, современной формой борьбы рабочих, занятых на предприятиях транснациональных компаний в различных странах. Ведение забастовочной борьбы против ТНК, беспощадно эксплуатирующих людские и материальные ресурсы во всём мире, создавших систему "дублирования производства" на всех континентах -- исключительно сложная и трудная задача. Она настоятельно требует укрепления международной солидарности и сотрудничества всех отрядов рабочего класса, всех профобъединений. Особая актуальность решения этой задачи обусловлена тем, что именно ТНК, как отмечалось на 2-ой Международной конференции по вопросам профсоюзного единства в борьбе против ТНК, "подрывают заработную плату и условия труда, уничтожают профсоюзные права, разжигают милитаризм и усиливают экономическую нестабильность в погоне за большими прибылями, не считаясь ни с какими социальными издержками".

По наличию или отсутствию профсоюзного руководства различают "официальные" и "неофициальные" ("дикие") забастовки.

"ОФИЦИАЛЬНАЯ" забастовка санкционируется официальными профсоюзными органами и проводится под их руководством.

"НЕОФИЦИАЛЬНАЯ" забастовка, получившая название "дикой" в буржуазной научной литературе и статистической отчётности, инициируется и проводится рядовыми членами профсоюза вопреки позиции официального профсоюзного органа. Она является радикальной формой протеста против соглашательской политики профсоюзной верхушки и зачастую принимает форму восстания "рядовых" и против предпринимателей, и против профбоссов. "Дикие забастовки, -- как отмечает канадский исследователь Дж.Райнхарт, -- заключаются в отрицании формальных и "легитимных" механизмов, учреждённых компанией и профсоюзом для разрешения трудовых конфликтов; они представляют собой прямые, немедленные действия и силовые попытки профсоюза установить рабочий контроль за регулированием жалоб". В книге профессора Пенсильванского университета А.Риса "Экономика тред-юнионов", "официальные" забастовки сравниваются с тяжёлой артиллерией профсоюзов, а "неофициальные" -- со стрелковым оружием. Однако в 1970 году (сразу после выхода книжки) волна массовых "неофициальных" забастовок захлестнула США, наглядно показав возможность превращения стрелкового оружия в тяжёлую артиллерию в руках рядовых членов профсоюзов. Например, "неофициальная" забастовка почтальонов, начавшаяся 17 марта 1970 года в Нью-Йорке, в течение четырёх дней охватила 200 городов США в 15 штатах. В ней участвовало более 200 тыс. почтовых работников. Ни призывы профбоссов возвратиться на работу, ни судебные запреты, ни объявление чрезвычайного положения в стране президентом США, ни привлечение тыс. военнослужащих для сортировки и отправки писем не сломили боевой дух забастовщиков. Они боролись до тех пор, пока конгресс США не принял решение о повышении заработной платы всем федеральным работникам на 6% и дополнительно ещё на 7% почтовым работникам. "Это была первая общенациональная забастовка государственных служащих в послевоенное время, которая была проведена не только независимо от национального профсоюзного истеблишмента, но и вопреки его позиции" -- подчёркивает американский исследователь Дж. Бричер. Несмотря на то, что "неофициальные" забастовки запрещены трудовым законодательством в западных странах, это не служит препятствием для их проведения. По подсчётам американского социолога Дж.Зетки, в 1946-1979 гг. в автомобилестроительной промышленности США состоялось 351 "официальная" забастовка и 513 "неофициальных" забастовок. Аналогичные примеры можно привести и в других странах. По характеру действий и требований забастовки квалифицируются как наступательные и оборонительные.

В Тольятти подул лёгкий бриз рабочего движения, и подгнившая экономика города дала кровопускание. В очередной раз забастовали водители автобусов АТП N 1, производящие перевозку рабочих АвтоВАЗа. В очередной раз, так как они это делают довольно регулярно, примерно раз в два года. Им есть чем давить. Благодаря народному гневу в пятницу 7 октября был сорван своевременный запуск заводского конвейера. Большой убыток карману капиталиста Каданникова. Обидно только за своих братьев-ВАЗовцев, которые добирались кто пешком, а кто на такси на работу. Ну, с какой стати, товарищи?! Администрация обязана нас доставлять к станку, а не мы сами, за свои деньги. Что это наивность? Забастовка продолжалась двое суток. Автобусы поехали лишь в ночь на воскресенье.

Требования автобусников выполнены не были. А требования были следующие:
Повышение зарплаты, которая снизилась благодаря АвтоВАЗу, отказавшемуся оплачивать некоторые перевозки.
Ремонт и замена подвижного состава.
В Тольятти ездят автобусы производства 60-70 годов, и с тех пор крупных закупок не было. Состояние их критически плачевное. Часто по дороге на завод они ломаются, и рабочим приходится пересаживаться на другой автобус. Лично при мне, была такая неделя, когда я ехал на завод, и три автобуса из пяти ломались подо мной(!).

Коллектив на АТП N 1 сплоченный, поэтому им и удаётся не впервые организовать забастовку. Но противодействие им оказалось жесточайшее. Администрация города, бросившая свои автобусы и троллейбусы для доставки рабочих, ВАЗовское начальство, пригрозившая штрафными санкциями, администрация АТП, пообещавшая уволить зачинщиков и проштрафить за простой.

Несмотря на это автобусники как никогда были решительны, но были вынуждены свернуть акцию протеста. Но проблема в транспортной отрасли еще не решена, а это значит, что злоба лишь будет накапливаться и вскоре хлынет вулканом. Тем более что проблему решать администрация не собирается, а лишь усугубляет её для банкротства отрасли и продажи её в чьи-то "волосатые" частные руки. Поэтому кто, если не мы?! Кто, если не рабочие возьмут руль в свои руки и не начнёт решать проблемы в этой стране. Хлеб и воля в наших руках! Ибо рабочее движение - залог развития общества!

Дорогие товарищи!

Моряки ЗАО "Портовый флот" Санкт-Петербурга в количестве 700 человек объявили бессрочнную забастовку на 10 ноября 2005 года с требованием к работодателю о повышении заработной платы работников на 30%.

Администрация обратилась в суд с иском о признании решения об объявлении забастовки незаконной. Судебное заседание состоится 1 ноября 2005 года в Городском суде Санкт-Петербурга в 11.30.

1 ноября 2005 года в 14.30 состоится пресс-конференция для журналистов и СМИ об объявлении забастовки.

7 ноября в 10.00 пройдет митинг около Главных ворот порта в поддержку требований моряков.

К сожалению, работодатели ЗАО "Портовый флот" (собственник Южилин), считают требования моряков необоснованными и начали преследование профсоюзных активистов.

НАМ ОЧЕНЬ НУЖНА ВАША МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА! ВСЕ ПИСЬМА ПОДДЕРЖКИ БУДУТ ЗАЧИТЫВАТЬСЯ НА СОБРАНИЯХ РАБОТНИКОВ!

ПРОСИМ ВАС проявить солидарность Вашей организации в поддержку коллективной борьбы моряков Санкт-Петербурга ПУТЕМ НАПРАВЛЕНИЯ ПИСЕМ В АДРЕС администрации по адресу: pf@portfleet.ru

Генеральному директору ЗАО "Портовый флот"
А.Ю.Денисову, факс: 8(812)2519877

копия:
Объединенная профсоюзная организация Морского порта Санкт-Петербурга профсоюза работников водного транспорта n.varlamova@seaport.spb.ru

тел. (812) 251-23-13

31 октября 2005 г. 30 рабочих локомотивных бригад Пермской области и 9 рабочих Cвердловской области не вышли на работу. Поскольку забастовки на ж.д. запрещены, все члены альтернативного профсоюза РПЛБЖ выехали в Москву на суд по повесткам. Материалы для судопроизводства, методики расчетов и прочая юридическая помощь были предоставлены ОПО "Рабочий". Дело в том, что по ряду начислений железнодорожникам не начисляли региональный (в данном случае уральский) коэффициент на ряд выплат. Если посчитать с 1982 года, получается сумма около 1 млн. рублей на человека. Пермский профсоюз "ЗЗЗ" совместно с ОПО "Рабочий" уже высудил не один миллион рублей для пермских рабочих.

Продолжается дело по недоплате 140 рабочим электроприборного завода в Перми, которое ведет ОПО "Рабочий". С 1 ноября начался месячник безопасности на ж.д. РПЛБЖ просил ОПО "Рабочий" помочь оповестить граждан и извиниться за неудобства. Будут проверяться составы, подъездные пути и т.п. ОАО "РЖД" потеряет десятки миллиардов рублей. Цель ОАО - расчленить госкомпанию на ряд мелких лавочек, будет драка за те, что полакомее. РПЛБЖ выступал против акционирования и выступает против расчленения. Пока все акции - в руках государства, которое нарушает закон, не допуская рабочих к управлению предприятием.

В требованиях РПЛБЖ - отставка правительства. Каждый вторник - фактическая забастовка, т.н. "японская", которую почему-то называют "итальянской".

Акция бессрочной забастовки плавсостава ЗАО "Портовый флот", в который входят буксиры разного класса, а также вспомогательные суда технического сопровождения морских грузовых судов, заходящих в Морской порт Санкт-Петербурга, начнется 10 ноября с 8 часов утра. Как сообщили РБК в пресс-службе Федерации профсоюзов, об этом сообщил после заседания забастовочного комитета "Портофлота" председатель профкома этой компании Григорий Полин. Он пояснил, что решение от 7 ноября городского суда о признании забастовки недействительной официально вступит в силу только через 10 дней. Он также напомнил, что коллектив принял решение о забастовке еще в конце октября. Г.Полин добавил, что согласно законодательству о забастовках плавсостав буксировщиков и других судов "Портофлота" будет обеспечивать минимум обязательных работ, сохранность имущества и порядок. Председатель профкома работников водного транспорта ОАО "Морской порт Санкт-Петербурга" Геннадий Зайцев в свою очередь после окончания сегодняшнего заседания забасткома так прокомментировал ситуацию. "Мы не ставим задачи парализовать работу крупнейшего порта России на Балтике. Мы хотим обратить внимание общественности, городских властей на совершенно недопустимую ситуацию с оплатой труда наших моряков в наших же внутренних водах. Когда матросы зарабатывают за свой тяжелый и опасный труд по 200 евро, говорить о европейских стандартах Петербурга, о том, что у нас социально ответственный бизнес, к сожалению не приходится.

Очередная забастовка портовиков северной столицы: показатель цивилизованной активности масс или иные, далеко идущие планы?

И вновь бушуют страсти в петербургском Морском порту. Полутора месяцев не прошло с окончания забастовки докеров ("Новая" подробно рассказывала об этих событиях в NN 60, 62, 64, 70), как на протестную тропу вышли моряки - работники компании, которая с помощью буксиров и ледоколов обслуживает суда, заходящие в акваторию порта. Несмотря на то, что 7 ноября Городской суд признал готовящуюся забастовку нелегитимной (дело в том, что на этапе оформления бумаг организаторы не сумели соблюсти все процедурные тонкости), в минувший четверг акция так называемого плавсостава ЗАО "Портовый флот" все же началась. Впрочем, сведения на этот счет, распространяемые разными сторонами - участниками конфликта, подчас прямо противоположны. Да и цели мятежников не так уж ясны, как может показаться на первый взгляд.

Взять хотя бы сам факт: а есть ли забастовка? "А вы как думали? - удивляется председатель профкома ЗАО "Портофлот" Григорий Полин. - В четверг бастовало около 150 человек, в пятницу - уже 350." А вот руководство компании придерживается диаметрально противоположного мнения. "Забастовочные мероприятия не проводятся, - сказано в их официальном сообщении, датированном 10 ноября, - никаких срывов по выполнению заявок клиентов нет и не будет". Особенно характерна концовка: "Любая другая информация о "Портовом флоте", отличная от этой и исходящая от источников, не представляющих администрацию ЗАО, не соответствует действительности". Во как! Из-за чего весь сыр-бор, спрашивать, наверное, излишне: конечно, из-за денег. Но даже в этом, требующем предельной точности вопросе, данные профсоюзных боссов и топ-менеджеров предприятия полярно расходятся. По версии первых, матрос, например, получает 6 тысяч рублей, вообще же заработки не индексировались уже три года. В директорате, напротив, уверяют, будто бы зарплата последний раз повышалась в мае, благосостояние сотрудников планомерно растет, а, называя столь низкие цифры доходов, тред-юнионисты откровенно лукавят: за счет разного рода надбавок и коэффициентов голый оклад в реалиях умножается как минимум на два. Пока моряки доводят до работодателя свой взгляд на проблему по "итальянской" технологии: вахту несут, а все остальное - извините.

Сколько так будет продолжаться? Сами адепты забастовочного движения позиционируют ноябрьскую акцию как бессрочную - мол, готовы стоять до полной до победы. Приемлемым сегодня решено считать увеличение зарплаты на 30%. Хотя на перспективу бунтовщики высказываются в таком духе, что, мол, коли прибыли порта сравнимы с европейскими, то и платить наемным работникам должны по-европейски - то есть не на треть больше, а в десятки раз. Вместе с тем, по словам председателя объединенной профсоюзной организации Морского порта Геннадия Зайцева, если Верховный Суд, где в ближайшие дни будет обжаловано решение нижестоящей судебной инстанции, признает действия моряков неправомерными, забастовку тотчас же прекратят. "Мы - люди законопослушные," - подчеркнул г-н Зайцев в интервью "Новой газете".

Администрация "Портофлота", в свою очередь, только что направила половине своих сотрудников предписание о грядущем сокращении. С 15 февраля 315 моряков остаются без работы. Что ж, руководство объясняет свои действия банальной реструктуризацией: большая часть судов передается в аренду так называемым компаниям-операторам, и, по идее, все уволенные могут быть тут же приняты этими компаниями обратно. А могут и не быть - гарантий никто не дает. Профсоюзные деятели говорят о "беспрецедентном давлении на коллектив", ибо, по их версии, в локаут попали лишь те, кто участвует в протестных выступлениях. Чем грозит продолжение конфронтации? Специалисты полагают, что полностью работу порта парализовать все равно не удастся. Вот изрядно ее затруднить - это да. Правда, произойдет это лишь в том случае, если вялотекущая итальянская забастовка перерастет в настоящую, французскую. Но ничего подобного, вопреки многочисленным грозным обещаниям местных тред-юнионистов, до сих пор не было. Мало того, по оценке многих экспертов, профсоюзная верхушка, затевающая в питерском порту забастовки одну за другой, на самом деле печется не о простых рабочих, а играет в ворота неких коммерческих структур, заинтересованных в искусственном снижении стоимости той или иной фирмы. Так, есть мнение, что забастовочные мероприятия докеров в июле-сентябре этого года, странно начавшиеся и еще более странно завершившиеся, - как и грандиозная вокруг них шумиха - были спровоцированы, дабы сбить цену готовящегося к продаже государственного пакета акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург". Так или иначе, в конце минувшей недели 48% акций, принадлежавших городу и федеральному фонду имущества, перешли в собственность фирмы Chupit Ltd. (кипрского офшора, как свидетельствуют осведомленные источники, близкого к владельцам Новолипецкого металлургического комбината) всего за 802,5 миллиона рублей.

Напомним, в 2004 году 50% акций порта северной столицы РФ обошлись датской компании Jusk Staalindustrie ApS (также, по имеющимся данным, подконтрольной Новолипецкому комбинату) в $140 миллионов. Вот и считайте. Теперь, можно сказать, доля структур, приближенных к "металлургам", в "Морском порту Санкт- Петербург" доведена до абсолюта. А основным акционером ЗАО "Портовый флот" меж тем по-прежнему является лихтенштейнский офшор Nasdor (с НЛМК никак не связанный). Вот и думайте.