Меня очень удивило решение жюри конкурса эскизов здания Второй сцены Мариинского театра признать победителем французского дизайнера Доменика Перро. Жюри избрало эскиз, абсолютно пренебрегающий реальностью архитектурной среды Театральной площади, исторической Коломны, перспектив Крюкова канала и т.д. Причём, намечаемое к постройке здание не просто индифферентно к исторической среде. Оно по отношении к ней - агрессивно. То есть в градообразующем смысле явится неким разрушительным артефактом. Насколько мне известно, господин Перро в большей степени художник, дизайнер, при всей растяжимости этого звания. Во всяком случае, менее всего он архитектор-практик, проектировщик в профессиональном смысле этого слова. Вероятно, поэтому взялся "проектировать", не зная страны, города, традиций, местных условий. Имея, вероятно, большие пробелы в азбуке нашего ремесла. О последнем мы вправе предположить по некоторым итогам, которые к настоящему времени уже имеем. Так, например, на стадии проектирования победитель конкурса не сумел "вписать" свой шедевр в пятно застройки, - оказалось для него маловато. О том, что возникнут проблемы с решением большепролётных конструкций, с эксплуатацией декоративного саркофага, которым дизайнер накрывает свой воображаемый театр, было ясно уже на эскиз глядя. Взять хотя бы очистку поверхности саркофага. В петербургском климате проблема серьёзнейшая!.. Даже в проекте, - при всём по-человечески понятном мне оптимизме г-на Перро, - этим проблемам если и найдутся решения, то наверняка чрезвычайно сложные и небесспорные. Перенесённые же в сферу практическую, т.е. в сферу реальной эксплуатации, они окажутся не решаемыми и даже вовсе неразрешимыми. Сужу об этом в качестве специалиста в области реставрации и реконструкции зданий и сооружений, расположенных в исторической части города. Смесь архитектурного прожектёрства, чиновничьего авантюризма и реального уровня культуры эксплуатации зданий и сооружений, - особенно в российском варианте этих трёх составляющих, - воистину гремучая. Эта смесь является одним из значительных факторов возникновения техногенных катастроф. Ближайшие по времени примеры: трагические обрушения большепролётных зданий в Москве. |