Забастовка докеров приостановлена. Что дальше?

Байка про мальчика, который кричал "Волки, волки!", - это, конечно, не о наших докерах. У них все очень серьезно. Заголовки многотиражной газеты "Докер" пестрят терминологией Уголовного Кодекса: "мошенничество", "афера", "ущерб в особо крупных размерах" - все эти деяния приписываются нынешним владельцам петербургского Морского порта. В каждом номере тексты обращений в Администрацию Президента РФ, Генеральную прокуратуру и т. д. Вместе с тем на днях лидеры местных забастовочных комитетов сообщили, что объявленная 30 августа бессрочная акция протеста докеров приостановлена.

А была ли забастовка? Напомним, в течение смены докеры один-два раза прекращали погрузку-разгрузку; при этом перерывы в работе в общей сложности составляли час-полтора. Оценивать такие методы борьбы за свои права можно по-разному. Например, с точки зрения председателя Конфедерации рабочих профсоюзов Михаила Дружининского, "так не бастуют - так перекуривают"... Тем не менее, как подчеркнул вчера глава местного портового комитета Российского профсоюза докеров (РПД) Александр Моисеенко, конфликт частично урегулирован, работодатель пошел на компромисс. По прогнозам уже в конце месяца коллективные трудовые договоры, из-за которых и разгорелся весь сыр-бор, скорее всего будут оформлены и скандал утихнет сам собой. Утихнет, несмотря на то что по ключевым моментам договоренность так и не достигнута.

- Реально положение докеров не улучшилось, а даже ухудшилось, - признает юрисконсульт портового комитета РПД Михаил Попов. Погашение инфляции, премиальные, учет в заработке роста производительности труда, страховые выплаты - решение всех этих вопросов, как и раньше, отдано на откуп руководителям предприятия. Причем, как выясняется, штатным сотрудникам стивидорных компаний еще страшно повезло по сравнению с их коллегами, которые работают за рамками штата. Последние, по информации профсоюзной верхушки, вообще лишены маломальских прав. - Один из таких привлеченных работников, - рассказывает г-н Моисеенко, - получил тяжелейшую травму. Так вот, его просто вынесли за ворота предприятия и оставили, со словами: "Мы перед тобой никаких обязательств не имеем!"

Так или иначе, решатся ли наконец насущные проблемы рядовых членов профсоюза - ради чего, по идее, протестное движение и затевалось? Что заставило администрацию Морского порта все же пойти на "некоторые" уступки бастующим? Почему акция прервана спустя две недели (обещали же, "умрем, но не сдадимся")?.. Внятного ответа услышать так и не удалось. Лидеры тред-юниона произносят массу красивых слов о солидарности, долге, чести, и за этими словесами суть происходящего теряется, как очертания кораблей в туманной дали. При этом, по сведениям все тех же профсоюзных боссов и депутата Госдумы Олега Шеина, стоимость пакета акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", принадлежащего государству (порядка 49%), за последнее время упала со 100 до 8 миллионов долларов. "Налицо организованная преступная деятельность по умышленному занижению... - считает г-н Шеин. - Прошу провести проверку на предмет возбуждения уголовного дела..." Правоохранительные органы внимать доводам парламентария, судя по всему, не спешат. В сторонних дискуссиях о питерской забастовочной кампании все громче звучат слова "сговор" и "заговор". А докеры спокойно трудятся в обычном режиме, разве что без сверхурочных. Впрочем, загрузка стивидорных компаний порта, по данным г-на Моисеенко, на сегодня и так составляет едва ли 60% от прежней, - куда уж там "сверх". По ряду экспертных оценок, за период вялотекущей забастовки собственники предприятия потеряли около 3 миллионов долларов.
22 сентября 2005 г. Валерия Стрельникова
("Новая газета в Санкт-Петербурге", 22-25.09.2005)


Справка "Новой":

По информации директора Фонда имущества северной столицы Андрея Степаненко, принадлежащий городу пакет акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" (около 29%) будет продан до конца 2005 года. При этом план реализовать акции, находящиеся в собственности городской казны, и акции, владельцем которых является федеральный бюджет (20%), единым лотом, - еще недавно стоящий на повестке дня, - нынче дезавуирован. Как пояснил г-н Степаненко, "договориться с Москвой о совместных действиях не представилось возможным". Напомним, в настоящее время контрольный пакет акций в капитале питерского Морского порта принадлежит структурам, близким к собственникам Новолипецкого металлургического комбината.

МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ (МЕЖДУНАРОДНАЯ) забастовка является новой, современной формой борьбы рабочих, занятых на предприятиях транснациональных компаний в различных странах. Ведение забастовочной борьбы против ТНК, беспощадно эксплуатирующих людские и материальные ресурсы во всём мире, создавших систему "дублирования производства" на всех континентах -- исключительно сложная и трудная задача. Она настоятельно требует укрепления международной солидарности и сотрудничества всех отрядов рабочего класса, всех профобъединений. Особая актуальность решения этой задачи обусловлена тем, что именно ТНК, как отмечалось на 2-ой Международной конференции по вопросам профсоюзного единства в борьбе против ТНК, "подрывают заработную плату и условия труда, уничтожают профсоюзные права, разжигают милитаризм и усиливают экономическую нестабильность в погоне за большими прибылями, не считаясь ни с какими социальными издержками".

По наличию или отсутствию профсоюзного руководства различают "официальные" и "неофициальные" ("дикие") забастовки.

"ОФИЦИАЛЬНАЯ" забастовка санкционируется официальными профсоюзными органами и проводится под их руководством.

"НЕОФИЦИАЛЬНАЯ" забастовка, получившая название "дикой" в буржуазной научной литературе и статистической отчётности, инициируется и проводится рядовыми членами профсоюза вопреки позиции официального профсоюзного органа. Она является радикальной формой протеста против соглашательской политики профсоюзной верхушки и зачастую принимает форму восстания "рядовых" и против предпринимателей, и против профбоссов. "Дикие забастовки, -- как отмечает канадский исследователь Дж.Райнхарт, -- заключаются в отрицании формальных и "легитимных" механизмов, учреждённых компанией и профсоюзом для разрешения трудовых конфликтов; они представляют собой прямые, немедленные действия и силовые попытки профсоюза установить рабочий контроль за регулированием жалоб". В книге профессора Пенсильванского университета А.Риса "Экономика тред-юнионов", "официальные" забастовки сравниваются с тяжёлой артиллерией профсоюзов, а "неофициальные" -- со стрелковым оружием. Однако в 1970 году (сразу после выхода книжки) волна массовых "неофициальных" забастовок захлестнула США, наглядно показав возможность превращения стрелкового оружия в тяжёлую артиллерию в руках рядовых членов профсоюзов. Например, "неофициальная" забастовка почтальонов, начавшаяся 17 марта 1970 года в Нью-Йорке, в течение четырёх дней охватила 200 городов США в 15 штатах. В ней участвовало более 200 тыс. почтовых работников. Ни призывы профбоссов возвратиться на работу, ни судебные запреты, ни объявление чрезвычайного положения в стране президентом США, ни привлечение тыс. военнослужащих для сортировки и отправки писем не сломили боевой дух забастовщиков. Они боролись до тех пор, пока конгресс США не принял решение о повышении заработной платы всем федеральным работникам на 6% и дополнительно ещё на 7% почтовым работникам. "Это была первая общенациональная забастовка государственных служащих в послевоенное время, которая была проведена не только независимо от национального профсоюзного истеблишмента, но и вопреки его позиции" -- подчёркивает американский исследователь Дж. Бричер. Несмотря на то, что "неофициальные" забастовки запрещены трудовым законодательством в западных странах, это не служит препятствием для их проведения. По подсчётам американского социолога Дж.Зетки, в 1946-1979 гг. в автомобилестроительной промышленности США состоялось 351 "официальная" забастовка и 513 "неофициальных" забастовок. Аналогичные примеры можно привести и в других странах. По характеру действий и требований забастовки квалифицируются как наступательные и оборонительные.

В Тольятти подул лёгкий бриз рабочего движения, и подгнившая экономика города дала кровопускание. В очередной раз забастовали водители автобусов АТП N 1, производящие перевозку рабочих АвтоВАЗа. В очередной раз, так как они это делают довольно регулярно, примерно раз в два года. Им есть чем давить. Благодаря народному гневу в пятницу 7 октября был сорван своевременный запуск заводского конвейера. Большой убыток карману капиталиста Каданникова. Обидно только за своих братьев-ВАЗовцев, которые добирались кто пешком, а кто на такси на работу. Ну, с какой стати, товарищи?! Администрация обязана нас доставлять к станку, а не мы сами, за свои деньги. Что это наивность? Забастовка продолжалась двое суток. Автобусы поехали лишь в ночь на воскресенье.

Требования автобусников выполнены не были. А требования были следующие:
Повышение зарплаты, которая снизилась благодаря АвтоВАЗу, отказавшемуся оплачивать некоторые перевозки.
Ремонт и замена подвижного состава.
В Тольятти ездят автобусы производства 60-70 годов, и с тех пор крупных закупок не было. Состояние их критически плачевное. Часто по дороге на завод они ломаются, и рабочим приходится пересаживаться на другой автобус. Лично при мне, была такая неделя, когда я ехал на завод, и три автобуса из пяти ломались подо мной(!).

Коллектив на АТП N 1 сплоченный, поэтому им и удаётся не впервые организовать забастовку. Но противодействие им оказалось жесточайшее. Администрация города, бросившая свои автобусы и троллейбусы для доставки рабочих, ВАЗовское начальство, пригрозившая штрафными санкциями, администрация АТП, пообещавшая уволить зачинщиков и проштрафить за простой.

Несмотря на это автобусники как никогда были решительны, но были вынуждены свернуть акцию протеста. Но проблема в транспортной отрасли еще не решена, а это значит, что злоба лишь будет накапливаться и вскоре хлынет вулканом. Тем более что проблему решать администрация не собирается, а лишь усугубляет её для банкротства отрасли и продажи её в чьи-то "волосатые" частные руки. Поэтому кто, если не мы?! Кто, если не рабочие возьмут руль в свои руки и не начнёт решать проблемы в этой стране. Хлеб и воля в наших руках! Ибо рабочее движение - залог развития общества!

Дорогие товарищи!

Моряки ЗАО "Портовый флот" Санкт-Петербурга в количестве 700 человек объявили бессрочнную забастовку на 10 ноября 2005 года с требованием к работодателю о повышении заработной платы работников на 30%.

Администрация обратилась в суд с иском о признании решения об объявлении забастовки незаконной. Судебное заседание состоится 1 ноября 2005 года в Городском суде Санкт-Петербурга в 11.30.

1 ноября 2005 года в 14.30 состоится пресс-конференция для журналистов и СМИ об объявлении забастовки.

7 ноября в 10.00 пройдет митинг около Главных ворот порта в поддержку требований моряков.

К сожалению, работодатели ЗАО "Портовый флот" (собственник Южилин), считают требования моряков необоснованными и начали преследование профсоюзных активистов.

НАМ ОЧЕНЬ НУЖНА ВАША МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА! ВСЕ ПИСЬМА ПОДДЕРЖКИ БУДУТ ЗАЧИТЫВАТЬСЯ НА СОБРАНИЯХ РАБОТНИКОВ!

ПРОСИМ ВАС проявить солидарность Вашей организации в поддержку коллективной борьбы моряков Санкт-Петербурга ПУТЕМ НАПРАВЛЕНИЯ ПИСЕМ В АДРЕС администрации по адресу: pf@portfleet.ru

Генеральному директору ЗАО "Портовый флот"
А.Ю.Денисову, факс: 8(812)2519877

копия:
Объединенная профсоюзная организация Морского порта Санкт-Петербурга профсоюза работников водного транспорта n.varlamova@seaport.spb.ru

тел. (812) 251-23-13

31 октября 2005 г. 30 рабочих локомотивных бригад Пермской области и 9 рабочих Cвердловской области не вышли на работу. Поскольку забастовки на ж.д. запрещены, все члены альтернативного профсоюза РПЛБЖ выехали в Москву на суд по повесткам. Материалы для судопроизводства, методики расчетов и прочая юридическая помощь были предоставлены ОПО "Рабочий". Дело в том, что по ряду начислений железнодорожникам не начисляли региональный (в данном случае уральский) коэффициент на ряд выплат. Если посчитать с 1982 года, получается сумма около 1 млн. рублей на человека. Пермский профсоюз "ЗЗЗ" совместно с ОПО "Рабочий" уже высудил не один миллион рублей для пермских рабочих.

Продолжается дело по недоплате 140 рабочим электроприборного завода в Перми, которое ведет ОПО "Рабочий". С 1 ноября начался месячник безопасности на ж.д. РПЛБЖ просил ОПО "Рабочий" помочь оповестить граждан и извиниться за неудобства. Будут проверяться составы, подъездные пути и т.п. ОАО "РЖД" потеряет десятки миллиардов рублей. Цель ОАО - расчленить госкомпанию на ряд мелких лавочек, будет драка за те, что полакомее. РПЛБЖ выступал против акционирования и выступает против расчленения. Пока все акции - в руках государства, которое нарушает закон, не допуская рабочих к управлению предприятием.

В требованиях РПЛБЖ - отставка правительства. Каждый вторник - фактическая забастовка, т.н. "японская", которую почему-то называют "итальянской".

Акция бессрочной забастовки плавсостава ЗАО "Портовый флот", в который входят буксиры разного класса, а также вспомогательные суда технического сопровождения морских грузовых судов, заходящих в Морской порт Санкт-Петербурга, начнется 10 ноября с 8 часов утра. Как сообщили РБК в пресс-службе Федерации профсоюзов, об этом сообщил после заседания забастовочного комитета "Портофлота" председатель профкома этой компании Григорий Полин. Он пояснил, что решение от 7 ноября городского суда о признании забастовки недействительной официально вступит в силу только через 10 дней. Он также напомнил, что коллектив принял решение о забастовке еще в конце октября. Г.Полин добавил, что согласно законодательству о забастовках плавсостав буксировщиков и других судов "Портофлота" будет обеспечивать минимум обязательных работ, сохранность имущества и порядок. Председатель профкома работников водного транспорта ОАО "Морской порт Санкт-Петербурга" Геннадий Зайцев в свою очередь после окончания сегодняшнего заседания забасткома так прокомментировал ситуацию. "Мы не ставим задачи парализовать работу крупнейшего порта России на Балтике. Мы хотим обратить внимание общественности, городских властей на совершенно недопустимую ситуацию с оплатой труда наших моряков в наших же внутренних водах. Когда матросы зарабатывают за свой тяжелый и опасный труд по 200 евро, говорить о европейских стандартах Петербурга, о том, что у нас социально ответственный бизнес, к сожалению не приходится.

Очередная забастовка портовиков северной столицы: показатель цивилизованной активности масс или иные, далеко идущие планы?

И вновь бушуют страсти в петербургском Морском порту. Полутора месяцев не прошло с окончания забастовки докеров ("Новая" подробно рассказывала об этих событиях в NN 60, 62, 64, 70), как на протестную тропу вышли моряки - работники компании, которая с помощью буксиров и ледоколов обслуживает суда, заходящие в акваторию порта. Несмотря на то, что 7 ноября Городской суд признал готовящуюся забастовку нелегитимной (дело в том, что на этапе оформления бумаг организаторы не сумели соблюсти все процедурные тонкости), в минувший четверг акция так называемого плавсостава ЗАО "Портовый флот" все же началась. Впрочем, сведения на этот счет, распространяемые разными сторонами - участниками конфликта, подчас прямо противоположны. Да и цели мятежников не так уж ясны, как может показаться на первый взгляд.

Взять хотя бы сам факт: а есть ли забастовка? "А вы как думали? - удивляется председатель профкома ЗАО "Портофлот" Григорий Полин. - В четверг бастовало около 150 человек, в пятницу - уже 350." А вот руководство компании придерживается диаметрально противоположного мнения. "Забастовочные мероприятия не проводятся, - сказано в их официальном сообщении, датированном 10 ноября, - никаких срывов по выполнению заявок клиентов нет и не будет". Особенно характерна концовка: "Любая другая информация о "Портовом флоте", отличная от этой и исходящая от источников, не представляющих администрацию ЗАО, не соответствует действительности". Во как! Из-за чего весь сыр-бор, спрашивать, наверное, излишне: конечно, из-за денег. Но даже в этом, требующем предельной точности вопросе, данные профсоюзных боссов и топ-менеджеров предприятия полярно расходятся. По версии первых, матрос, например, получает 6 тысяч рублей, вообще же заработки не индексировались уже три года. В директорате, напротив, уверяют, будто бы зарплата последний раз повышалась в мае, благосостояние сотрудников планомерно растет, а, называя столь низкие цифры доходов, тред-юнионисты откровенно лукавят: за счет разного рода надбавок и коэффициентов голый оклад в реалиях умножается как минимум на два. Пока моряки доводят до работодателя свой взгляд на проблему по "итальянской" технологии: вахту несут, а все остальное - извините.

Сколько так будет продолжаться? Сами адепты забастовочного движения позиционируют ноябрьскую акцию как бессрочную - мол, готовы стоять до полной до победы. Приемлемым сегодня решено считать увеличение зарплаты на 30%. Хотя на перспективу бунтовщики высказываются в таком духе, что, мол, коли прибыли порта сравнимы с европейскими, то и платить наемным работникам должны по-европейски - то есть не на треть больше, а в десятки раз. Вместе с тем, по словам председателя объединенной профсоюзной организации Морского порта Геннадия Зайцева, если Верховный Суд, где в ближайшие дни будет обжаловано решение нижестоящей судебной инстанции, признает действия моряков неправомерными, забастовку тотчас же прекратят. "Мы - люди законопослушные," - подчеркнул г-н Зайцев в интервью "Новой газете".

Администрация "Портофлота", в свою очередь, только что направила половине своих сотрудников предписание о грядущем сокращении. С 15 февраля 315 моряков остаются без работы. Что ж, руководство объясняет свои действия банальной реструктуризацией: большая часть судов передается в аренду так называемым компаниям-операторам, и, по идее, все уволенные могут быть тут же приняты этими компаниями обратно. А могут и не быть - гарантий никто не дает. Профсоюзные деятели говорят о "беспрецедентном давлении на коллектив", ибо, по их версии, в локаут попали лишь те, кто участвует в протестных выступлениях. Чем грозит продолжение конфронтации? Специалисты полагают, что полностью работу порта парализовать все равно не удастся. Вот изрядно ее затруднить - это да. Правда, произойдет это лишь в том случае, если вялотекущая итальянская забастовка перерастет в настоящую, французскую. Но ничего подобного, вопреки многочисленным грозным обещаниям местных тред-юнионистов, до сих пор не было. Мало того, по оценке многих экспертов, профсоюзная верхушка, затевающая в питерском порту забастовки одну за другой, на самом деле печется не о простых рабочих, а играет в ворота неких коммерческих структур, заинтересованных в искусственном снижении стоимости той или иной фирмы. Так, есть мнение, что забастовочные мероприятия докеров в июле-сентябре этого года, странно начавшиеся и еще более странно завершившиеся, - как и грандиозная вокруг них шумиха - были спровоцированы, дабы сбить цену готовящегося к продаже государственного пакета акций ОАО "Морской порт Санкт-Петербург". Так или иначе, в конце минувшей недели 48% акций, принадлежавших городу и федеральному фонду имущества, перешли в собственность фирмы Chupit Ltd. (кипрского офшора, как свидетельствуют осведомленные источники, близкого к владельцам Новолипецкого металлургического комбината) всего за 802,5 миллиона рублей.

Напомним, в 2004 году 50% акций порта северной столицы РФ обошлись датской компании Jusk Staalindustrie ApS (также, по имеющимся данным, подконтрольной Новолипецкому комбинату) в $140 миллионов. Вот и считайте. Теперь, можно сказать, доля структур, приближенных к "металлургам", в "Морском порту Санкт- Петербург" доведена до абсолюта. А основным акционером ЗАО "Портовый флот" меж тем по-прежнему является лихтенштейнский офшор Nasdor (с НЛМК никак не связанный). Вот и думайте.

Недавно по всей стране прошли забастовки и митинги бюджетников, и размах этих выступлений даже превзошел ожидания самих организаторов Всероссийской акции протеста.

О современном состоянии и перспективах рабочего движения в России и за рубежом сегодня нашим читателям рассказывает заведующий кафедрой теории и практики профсоюзной работы Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов профессор Д. В. Лобок.

Скверный анекдот

- Дмитрий Владимирович, как объяснить такой парадокс - правительство твердит, что страна переживает бурный экономический рост, а трудящиеся отвечают на это не овациями, а забастовками?

- Дело в том, что в нашей стране как началась в 90-е годы, так и благополучно продолжается до сих пор политика наступления на права наемных работников. И этот факт не в силах отменить никакие, даже самые радужные статистические выкладки.

И корни этого явления надо искать не в России, это общемировая тенденция. Только называется она везде по-разному. В России этот процесс нарекли "реформами", а в Европе он носит другое имя - "дерегуляция" или "дерегламентация". Но и там и тут все будто переписано под копирку с одной шпаргалки: идет разрушение трудового законодательства, происходит отмена социальных гарантий и приватизация социальной сферы, включая здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, образование.

Однако есть и различие. Когда, например, в Италии власть захотела пересмотреть всего лишь один пункт трудового законодательства - дать право предпринимателям увольнять работников без согласия профсоюзов, то вся Италия взорвалась акциями протеста. Всего лишь один пункт, и 3 миллиона бастовали, а миллион человек вышли на улицы.

А в это же самое время в России пересматривается не один пункт, а вся система трудового законодательства, из Трудового кодекса исчезает само понятие "трудовой коллектив" - его больше нет! Теперь работник на производстве одинок, как атом в космосе. В любой другой европейской стране как минимум половина населения уже бы бастовала, а другая половина осаждала парламент. А у нас в России - тишина.

Снова оживилась рабочая борьба на ярославском заводе "Холодмаш". В течение января завод почти все время стоял. Сейчас работают всего несколько цехов, да и то неполный рабочий день. Несмотря на многочисленные обещания хозяев, долги по зарплате так и не выплачены. Временный управляющий, г-н Рынденко, назначенный на этот пост в декабре, никакой активности не проявляет. Есть все основания думать, что судьба "Холодмаша" уже решена, и жить предприятию осталось лишь до апреля, когда состоится решающее заседание арбитражного суда. В этой ситуации даже самые пассивные рабочие начали склоняться к радикальным мерам. Люди устали от регулярной лжи, которой их потчует начальство. Недовольство проявляет даже охрана предприятия, также находящаяся на грани увольнения. 20, 21 и 22 февраля профсоюз "Защита" организовал получасовые пикеты у проходной завода. Их цель - "разогреть" рабочих, собрать силы для более решительных действий. Первый, понедельничный, пикет показал, что на "Холодмаше" есть сознательное меньшинство - около 50-ти человек, готовых сражаться за будущее завода. Застрельщицами протеста, как обычно, выступают женщины-работницы. Именно они первыми развернули плакаты у проходной и начали увещевать выходящих после работы мужчин: "Ну что же вы, больше всех возмущались, а теперь - в кусты?!". В конце концов у входа собралась внушительная для пикета толпа. Как всегда горячо и убедительно выступала лидер заводской организации "Защиты" Ольга Аркадьевна Бойко. Смысл ее речи состоял в том, что время "диалога" с администрацией миновало. Чтобы сохранить производство и не оказаться на улице коллектив должен приступить к радикальным действиям, а для этого нужно, чтобы люди отбросили страх, проявили сплоченность и дисциплину. Слова рабочего лидера вызвали бурный отклик и одобрение собравшихся. Выступавшие после Бойко рабочие говорили: "Гиря дошла до полу! Терпеть больше нельзя!". Таково общее настроение сознательного ядра "холодмашцев". От "группы поддержки" выступили А.В.Воробьев (КПРФ), я и Ярослав Алешин ("Соцсопр"). Воробьев говорил о ситуации на угличской "Чайке" и рыбинском "Полиграфмаше", о протестах против реформы ЖКХ и необходимости солидарных действий. Я заострил внимание на классовой природе происходящего, на целенаправленном разрушении промышленного производства в России и озвучил требование национализации "Холодмаша". Ярослав сказал о том, что залог успеха любой борьбы - личная активность каждого. Листовки "Соцсопра" распространяются в цехах завода. Борьба продолжается.

Постановление правительства РФ N 166 о "Промышленной сборке" дало автомобильным транснациональным корпорациям зеленый свет к освоению российского рынка, подобно выстрелу для погонщиков собачьих упряжек во времена освоения Клондайка.

Как и персонажи Джека Лондона во время золотой лихорадки, автомобильные гиганты мира, сталкиваясь лбами и отпихивая друг друга локтями, ринулись "столбить" делянки на территориях, весьма благоприятных для получения сверхдоходов от их бизнеса. Что же привлекло их на нашу землю и почему именно сейчас такой ажиотаж?

Представляется, что основных причин несколько:

Во-первых, из России уже несколько лет доносится возбуждающий аромат нефтедолларов: высокая стоимость нефти и газа на мировом рынке пока обеспечивает повышенный платежеспособный спрос на потребительские товары на внутреннем рынке, в том числе и не в последнюю очередь на автомобили.

Россияне, как ужаленные сметают из автосалонов бюджетные иномарки, продажи которых уже сравнялись и превысили уровень производства отечественных автомобилей. На сегодняшний день в России существует только одна проблема с продажей машин в сегменте 10-12 тыс у.е. привезти или произвести в нужном количестве. Продать - не проблема! Очереди на бюджетный Форд Фокус растянулась на 6 мес., запорожские Ланосы с эмблемой Шевроле хватают как горячие пирожки, на уродливые "Логаны" люди готовы записываться в очередь, переплачивая 2-3 тысячи евро по сравнению с европейской ценой этого убогого "творения" Рено для третьего мира. Такого автомобильного бума нигде в мире больше нет и, конечно, уже не будет. Шанс упускать нельзя, акционеры не простят...

Во-вторых, как это не прискорбно звучит, Россия снискала себе славу страны с дешевой и незащищенной рабочей силой, что делает перенос производства сюда особенно привлекательным для автомобильных ТНК (транснациональных корпораций). Фактически у нас разыгрывается сценарий, много раз успешно срабатывавший в новой глобальной экономике: возьмем хотя бы эксплуатацию полу-рабского труда на "фабриках" подрядчиком мировых текстильных брэндов в Бангладеш, Филиппинах, Иордании. Работники там буквально горят заживо (пожары на этих потогонных цехах происходят постоянно) за гроши, поставляя товары на рынки США и Европы. Вспомним Мaquiladoras (сборочные заводы, использующие дешевую рабочую силу) экплуатирующие сегодня мексикиканцев. Такую участь видимо уготовили и нам господа либералы, продав оптом народ России на международном невольничьем рынке.

Ведь посмотрите, многие жители Ленинградской и Калужской областей, куда уже устремились "инвестиции" Тойоты, Фольксваген и Дженерал Моторз, действительно будут рады работать на этих предприятиях за зарплаты, которые не обеспечивают простого воспроизводства рабочей силы и за которые в мировой автомобильной индустрии уже работников не наймешь нигде, даже в Мексике. Почему? Да потому, что эти люди уже давно живут в такой нищете, что 300 - 400$ для них хорошая зарплата, за которую они готовы продать себя. Другой альтернативы (работы) у них просто нет.

Сообщающиеся сосуды мирового рынка труда