"На совещании руководителей правоохранительных органов Санкт-Петербурга, проведенном прокурором города Николаем Винниченко, подведены плачевные итоги года по борьбе с коррупцией. Количество заведенных и раскрытых дел по фактам казнокрадства за год катастрофически сократилось. В 7-миллионном мегаполисе (город и область) удалось поймать за руку лишь 179 чиновников. Из них перед судом предстало чуть больше 60, остальные выкрутились или откупились. Как правило, попадаются госслужащие низшего звена." Это - цитата из статьи Святослава Тимченко ("Независимая газета", 16 января 2004 года), приведенная на сайте www.leviy.ru.
Похоже, подобная ситуация актуальна не только для Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Иначе не возникло бы необходимости в создании специальной комиссии по борьбе с коррупцией в составе высших должностных лиц федеральной власти. Только вряд ли поможет. Ведь это позорное явление ежедневно и ежеминутно порождается окружающей нас капиталистической действительностью современной России.
Даже кардинальное изменение в лучшую сторону налогового и бюджетного законодательства, условий хозяйственной деятельности предприятий и организаций не решит всех проблем. Ибо не обеспечивает действенного контроля граждан за чиновниками исполнительной власти и не устраняет главный источник злоупотреблений в экономической сфере, их первопричину - частную собственность на средства производства и связанный с ней механизм капиталистического распределения общественного продукта, несправедливый в принципе.
Только при условии успешного преодоления частной собственности на средства производства можно вести разговор о результативной борьбе с коррупцией. А пока все будет так, как пишет журналист Тимченко. И никакие комиссии, "кампании по борьбе", аресты и совещания эту ситуацию не изменят, поскольку будут лишь средством сведения счетов внутри правящего класса и PR-проектом для доверчивых избирателей.

В конце прошлого года в материале, обнародованном на интернет-сайте РПК и впоследствие перепечатанном в чуткой к социальным проблемам и конфликтам нашего города газете "Новый Петербургъ", была высказана озабоченность общественности фактом ведения преговоров о возможной передаче крупнейшего предприятия из числа "естественных монополистов" городского масштаба в управление некоей французской компании. Речь шла о ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
При этом господам чиновникам нынешней городской администрации был задан ряд вопросов, в том числе и "стоит ли передавать в руки иностранцам предприятие, имеющее стратегическое значение?" и "нужна ли вообще подобная процедура?". И вот получен ответ, хотя далеко и не полный. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Олег Виролайнен, курирующий по должности сферу ЖКХ, то есть и ГУП "Водоканал СПб", в интервью газете "Деловой Петербург" (официальном публикаторе городских законов и иных нормативных актов) заявил, говоря о судьбе питерского "Водоканала", что "форма управления этим предприятием может быть разная. Однозначного решения по этому вопросу еще нет. Предположительно, это будет акционерное общество со 100% государственным пакетом акций (в частные руки город свое имущество не отдаст)." Как говорится, и на том спасибо.
Однако, в том же самом интервью Олег Арвович отнюдь не исключил возможной передачи "Водоканала СПб" в хозяйственное ведение или сдачи в аренду управляющей компании. "Мы просчитываем и тот, и другой вариант", - откровенно признал вице- губернатор. И тут стало ясно, что поставленные в прошлогодней статье вопросы все так же актуальны. С кем ведутся переговоры о судьбе питерского "Водоканала"? Что предлагают потенциальные "инвесторы", "управленцы" и "арендаторы"? Какова в этой связи позиция городской исполнительной власти? Почему молчат городские депутаты? Будет ли конкурс, кто и как будет его организовывать? Будет ли при этом учтено мнение горожан, представляющих их интересы общественных объединений, профсоюзов? Ответа пока что нет.
Хорошо, что разговор о будущем ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", а, стало быть, и всех жителей нашего мегаполиса наконец-то нашел свое место на страницах печати. Но этого мало. Необходимо мнение экспертов. Необходима четкая и ясная позиция в этом вопросе как депутатов Законодательного Собрания Петербурга, так и городского правительства. Цена вопроса слишком велика, чтобы уйти от ответов и в очередной раз решить все проблемы кулуарно, проинформировав граждан постфактум, одновременно с очередным повышением тарифов.

О проблеме сохранения в Санкт-Петербурге городского социального транспорта, особенно наземного, за последние годы написано и сказано немало. Да и количество акций за сохранение пассажирского сообщения, положенных по закону льгот и против демонтажа трамвайных путей состоялось, наверное, не менее полусотни. И вот, казалось бы, справедливость хотя бы в одном вопросе восторжествовала. "Директор ГУП "Горэлектротранс" Александр Беспалов сообщил СМИ, что, по его мнению, руководство города настроено положительно положительно относительно трамвайного движения. В 2004 году в Петербурге демонтаж трамвайных путей не запланирован" ("Вечерний Петербург", 23.01.2004).
Те, кто годами добивался подобного решения, по идее должны радоваться. Но настораживают кое-какие детали, не позволяющие поверить в абсолютную искренность высокопоставленного городского чиновника. Во-первых, остается в силе решение о выставлении на торги земли под бывшими теперь уже трампарками N 2, 4 и 6, а это 76,5 тысяч, 51 тысяча и 21 тысяча квадратных метров соответственно. В сумме это почти 15 гектаров земли в историческом центре города, в Василеостровском, Центральном и Петроградском районах. Стоимость земли в трех этих районах весьма велика. По оценкам специалистов, "стоимость 1 квадратного метра территории трамвайного парка (с учетом обременения инвесторов сносом строений и развитием инфраструктуры) на Дегтярном пер. (это парк N 4 - прим. авт.) составляет в среднем около 50 долларов США, на Среднем пр. (это парк N 2 - прим.авт.) - 70 долларов США за 1 квадратный метр, на Барочной улице (это парк N 6 - прим.авт.) 50 долларов США за 1 квадратный метр... Таким образом, продажа одного трамвайного парка может принести от 3,5 до 5 миллионов американских долларов" ("Деловой Петербург", 25.12.2003). Теперь, по крайней мере, ясна "цена вопроса". Конечно, удвоение городского бюджета - задача благородная. Возможно, пойдет на пользу местному и заезжему бизнесу и превращение территории бывших трампарков в "зоны активного делового отдыха, включая строительство гостиницы и жилья." Вот только что получат от этого, кроме транспортных проблем, простые горожане, коих, в отличие от предпринимателей и чиновников, в нашем городе абсолютное большинство? Заявления чиновников о том, что деньги от продажи трамвайных парков (из которых два ликвидированы еще в прошлом году, а трампарк N 2, скорее всего, та же судьба должна постигнуть в 2004) пойдут на достройку трампарка N 11 на Ржевке, вряд ли смогут успокоить горожан: для введения этого парка в эксплуатацию необходимо не менее 14,5 миллионов долларов, так что средствами от продажи земли не обойтись.
Во-вторых, уже объявлено, что окончательное решение о судьбе этих трех трамвайных парков примет в апреле 2004 года городское правительство. Велика вероятность, что их ликвидируют, и нет никакой гарантии, что закрытие трампарков не станет предлогом для снятия травайных путей в историческом центре Питера.
В-третьих, Комитет по транспорту Администрации СПб к тому же апрелю 2004 года должен завершить разработку схемы реорганизации трамвайной сети. При этом глава Комитета по транспорту Александр Дацюк весьма откровенно признал, что "где будет возможно, там трамвайное движение будет снято" ("Деловой Петербург", 23.12.2003). В планах транспортных чиновников на 2004 год по-прежнему значатся демонтаж трамвайных путей на Вознесенском и Измайловском проспектах (800 м), на наб. Обводного канала от Измайловского до Старо-Петергофского проспектов (1 км 850 м), на проспекте Энгельса (4 км). И это при том, что, по опубликованным в городских СМИ данным, демонтаж одних только этих трамвайных путей "обойдется городскому бюджету минимум в 4 миллиона долларов, не включая стоимости запуска новых автобусных и троллейбусных маршрутов". Неужели эти деньги в городской казне лишние, коли их можно столь бездумно выбросить на ветер (или в карманы хозяев организаций - подрядчиков будущих "ликвидационных работ")? К тому же ряд специалистов полагает, что в данном случае "демонтаж может обойтись намного дороже, чем капремонт", и я склонен их подсчетам верить.
Так что, рано радоваться. За питерский, ленинградский трамвай горожанам еще предстоит побороться. И только массовые протесты жителей заставят чиновников отказаться от опасных для большинства из нас планов.

В последнее время среди значительной части сторонников левых партий и движений, представителей рабочих организаций и профсоюзов широкое распространение получило представление о якобы "огромной позитивной роли" нынешнего председателя фракции "Родина" в ГосДуме С.Ю. Глазьева. Немалое число наших товарищей по борьбе, разочарованных видимым укреплением буржуазного режима, общим спадом забастовочной борьбы и иных форм социального протеста в последние годы, историческим поражением КПРФ на недавних парламентских выборах, явившимся отражением тяжелого кризиса, поразившего советско-традиционалистскую часть российского коммунистического движения и принявшего системный и безысходный характер, обращает свои взоры к фигуре Сергея Глазьева. На наш взгляд, подобные настроения представляют серьезную опасность для будущего левых сил.
Обратимся к фактам. Вся политическая и управленческая карьера г-на Глазьева представляет собой цепь судорожных метаний между либералами из команды Гайдара и "просвещенными патриотами" из созданной антикоммунистом Травкиным ДПР, между примерявшим маску Пиночета покойным генералом Лебедем и прекрасно устроившимся в ельцинской элите махровым партноменклатурщиком Строевым, между КПРФ и Администрацией Президента РФ, между социал-демократией западного толка и православным фундаментализмом. Подобная биография типична для буржуазного политикана, путеводной звездой которого служат не интересы трудящихся, а сиюминутные или более отдаленные карьерные перспективы, стремление любой ценой удержаться на плаву, среди так называемой "элиты страны". Беспринципность как принцип - вот краткая характеристика такого сорта людей.
Популистская риторика, которую опровергают реальные экономические расчеты (будь-то суммы "доходов каждого гражданина от природной ренты" или новая идея якобы "возврата вкладов граждан", украденных тем самым правительством, министром которого г-н Глазьев как раз и являлся) и которая - а это самое главное - не затрагивает социально-экономических основ буржуазного строя и не ставит тем самым вопрос об отстранении от власти буржуазии как класса, не сможет скрыть реальные политические действия очередного претендента на роль "спасителя России" и его ближайшего окружения. В их числе отказ четко и внятно сформулировать социалистическую альтернативу нынешнему пути развития страны; полное отсутствие какой бы то ни было критики действующего Президента РФ В. Путина; законопроекты о придании некоего откровенно антиконституционного "особого статуса" чуть ли не "государственной религии" Русской православной церкви; инициатива бесплатной передачи земель, включая земли сельхозназначения, в частную собственность церквям и монастырям; поддержка руководителями блока "Родина" кандидатуры ставленницы Кремля В. Матвиенко на недавних губернаторских выборах в Санкт-Петербурге. Да и сама широко разрекламированная идея взимания "природной ренты" с крупных корпораций сырьевого сектора не ставит ключевого вопроса о национализации этих частных компаний, а ужесточение налогового режима (та самая "природная рента"!) по отношению к крупнейшим организациям этой сферы экономики и без Глазьева уже осуществляет нынешнее правительство Путина - Касьянова. Что касается требований "возврата вкладов", то без подкрепляющего их требования национализации крупнейших коммерческих банков страны (о чем г-н Глазьев "стойко молчит") это - не более чем красивая фраза с целью обмана граждан ради увеличения собственной популярности.
В этих условиях мы обращаемся ко всем нашим товарищам по совместной борьбе: не обманывайте себя! Надежды на то, что бывший соучастник авторов "шокотерапии" и либерально - рыночных реформ придаст новое дыхание левой идее и станет для коммунистов и патриотов "лидером XXI века", "альтернативой Путину", иллюзорны. По своим взглядам г-н Глазьев не может претендовать на идейное и политическое руководство левым движением нашей страны, вывести которое из нынешнего кризисного состояния сможем только мы сами. На пути совместных и согласованных действий в акциях социального протеста. В тесном единстве с формирующимся в тяжелейших условиях классом российских пролетариев. Привлекая другие отряды угнетенных нынешним буржуазным режимом. И уж никак не уповая на "историческую миссию" того или иного кандидата в вожди.

Год назад некоторые люди наивно думали, что все законы, направленные против живущего на зарплату населения страны, приняты, и депутатам Думы делать уже нечего. Трудовой, Земельный Кодекс, переход к накопительным пенсиям, приватизация электроэнергетики и железных дорог - что может быть еще?
Как выяснилось, может быть многое. Достаточно вспомнить только незнакомое еще прошлой зимой слово "автогражданка", чтобы понять, как предприимчиво бывает правительство, если идет речь об изъятии у населения денег. Однако и "автогражданка", похоже, померкнет, по сравнению со свежими инициативами кабинета министров в области здравоохранения.
В марте 2004 года на заседании Государственной Думы намечено в первом чтении принять закон "Об обязательном медицинском страховании в РФ". Как известно, еще в эпоху Ельцина медицина была переведена на двойное финансирование - из бюджета, и из фонда медицинского страхования. В последний шли специальные отчисления с предприятий (3,6% с фонда зарплаты) и из бюджета за неработающих граждан (пенсионеров, безработных и молодежь). Между фондами медицинского страхования и больницами появилось множество "страховых фирм", по сути, перекачивающих общественные деньги и получающих при этом хорошую прибыль. Любые попытки проверить их финансовое состояние приводили и приводят к громким крикам о нарушении свободы предпринимательства, так что неудивительно, что многие врачи сейчас сидят без зарплаты, а об оплате командировочных в большинстве больниц давно забыли.

В ушедшем году столь любимая министром образования РФ В. Филипповым "реформа образования" сделала один "шаг вперед": Российская Федерация стала полноправным участником "Болонского процесса". Этим термином (в честь итальянского города Болонья, где в 1999 году министрами образования 29 европейских государств было подписано соответствующее соглашение) обозначают движение по унификации систем образования национальных государств с целью "создания единого образовательного пространства по всей Европе".
Цель декларируется, безусловно, благая. Еще бы: в теории образовательные циклы и системы стран-участниц должны стать максимально сравнимыми, для чего в них вводятся бакалавриат и магистратура как различные ступени при получении высшего образования, единые правила получения т.н. "зачетных единиц" (которые напоминают отчасти столь дорогой для чиновников Минобразования РФ ЕГЭ с его системой тестов), общие принципы выделения "образовательных кредитов" и взаимное признание дипломов и академических квалификаций. При этом "отцы-основатели" и активные сторонники "Болонского процесса" много говорят о необходимости введения единого для всей Европы приложения к диплому, росте мобильности преподавателей и студентов, повышения экономической эффективности высшей школы. Все это так. Но при этом не стоит забывать, что фактически "Болонский процесс" преследует цель создания единого общеевропейского рынка труда, позволяющего предпринимателям ЕС добиваться максимального снижения стоимости рабочей силы за счет отмены все еще существующих в национальных законодательствах стран ЕС ограничений в социальной, в том числе образовательной, сфере, защищающих интересы наемных работников. Надо помнить, что реализация на практике принципов "Болонского процесса" ведет и к снижению бюджетного финансирования образовательных учреждений, и к сокращению числа обучающихся в них иностранных студентов из государств, не входящих в ЕС.

Прошлым летом нам всем обещали, что Средний проспект отремонтируют в ноябре. Но обещания чиновников остались лишь на бумаге. И уже в течение четырех месяцев я не могу получить ответы от городского правительства, которое в настоящее время возглавляет Валентина Ивановна Матвиенко, на весьма простые вопросы: Во-первых, когда будет восстановлено трамвайное движение по Среднему проспекту Васильевского острова? Во-вторых, кто персонально отвечает и каковы гарантии восстановления трамвайного движения по Среднему проспекту Васильевского острова? В-третьих, будут ли при восстановлении применяться технологии, уменьшающие вибрации, которые возникают при движении трамвая?
В конце октября прошедшего года, когда стало ясно, что ремонт растягивается на неопределенный срок, я написал письмо председателю комитета по благоустройству и дорожному хозяйству В. Дедюхину. И уже в начале ноября был получен ответ, что вопрос сроков и формы открытия трамвайного движения находится в компетенции Комитета по транспорту, председатель которого А. Чумак был уволен еще 23 октября.
Так как такие ответы нас не удовлетворяют, поэтому было написано письмо уже на имя нового губернатора В. Матвиенко. Ответ был получен от заместителя председателя комитета по транспорту И. Маилова. В нем сухим чиновничьим языком говорилось, что ответственность за выполнение дорожных работ с укладкой асфальтобетонного покрытия в нижнем слое и восстановлением движения трамваев была возложена на комитет по благоустройству. Туда, дескать, и нужно обращаться.
Но председатель комитета - исполнитель. Что ему сверху скажут, то он и сделает. А гарант законности у нас - губернатор. Поэтому 23 января нынешнего года, после проведения акции протеста на Среднем проспекте в Смольный опять на имя В.Матвиенко было отправлено требование - определить сроки, ответственного и гарантии восстановления трамвайного движения по Среднему проспекту.
Прошло уже полтора месяца, но ответа нет до сих пор. Я прекрасно понимаю, что у больших начальников и простых горожан - разные проблемы и интересы. Одни ездят "в иномарке под мигалкой", другие - в душном метро, переполненном автобусе, скрипучем троллейбусе или трясущемся на стыках трамвае. Одни обучают своих детей в частных зарубежных университетах, другие - не могут досыта накормить свою семью. Одни имеют несколько квартир, а сами живут в супердорогих загородных домах, другие - в коммунальных квартирах или в аварийных зданиях.
Кроме того, зачастую городские чиновники не выполняют принятые на себя обязательства. Так, после серии акций протеста против сокращения общественного транспорта бывший губернатор нашего города В. Яковлев подписал целевую программу "Стабилизация и развитие наземного пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге на 1999 - 2003 годы", которая предполагала улучшение трамвайных рельсов и закупку достаточного количества новых вагонов.
Осенью 2002 года в печати появились статьи о появлении в 2003 году линии скоростного трамвая на проспекте Просвещения. Обещали поменять рельсы, закупить новые современные вагоны, увеличить их скорость до 80 километров в час (при средних 14), создать преимущество для общественного транспорта.
Программа стабилизации и развития вместе с проектом скоростного трамвая на проспекте Просвещения и затянувшемся ремонтом на Среднем проспекте Васильевского острова остались лишь красиво оформленными бумажками. Насколько мне известно, никто из членов городского правительства не понес ответственности за фактический, на мой взгляд, обман горожан.
Все видят, что закрыли трамвайное движение - появилось множество коммерческих автобусов. Вместо кинотеатра "Балтика" - элитный дом, а вокруг бесконечные залы игровых автоматов, где время от времени убивают людей. В историческом центре города на месте зеленого бульвара Большого проспекта - "разливуха".
Нужно помнить, что скоро закроют на ремонт мост лейтенанта Шмидта, а вокруг станции метро "Василеостровская" начнут возводить очередной торговый центр. Частных машин на улицах нашего города меньше не станет. Тоннель под Невой, соединяющий Васильевский остров с Адмиралтейским районом, и дополнительный мост на Петроградскую сторону быстро не построят. Значит, транспортная проблема в ближайшее время будет обостряться. А нынешние руководители, как показывает практика, решать ее не собираются.
Фактически получается, что в погоне за деньгами чиновники забывают о социальной справедливости, законе, здоровье и безопасности горожан.
Поэтому я вынужден был в 9 марта 2004 года обратиться в Генеральную прокуратуру с требованием обязать бюрократов ответить мне на поставленные вопросы и проконтролировать выполнение принятых обязательств.
Но надеяться на чудо, по крайней мере, наивно. Столоначальники, на мой взгляд, будут и в дальнейшем использовать городской бюджет как дойную корову для частного обогащения. Чтобы решить эти проблемы есть несколько проверенных практикой способов. Один из них - проведение мониторинга наиболее крупных проектов городского правительства и публикаций в средствах массовой информации о возможных способов "умывания" общенародных денег. Второй - передача дел в суд. Третий - проведение акций протеста.
Если горожанин молчит и ничего не делает, значит, он соглашается с чиновничьим беспределом. Если он борется доступным для него способом - печатает статьи, участвует в публичных протестах, обращается в суд - значит, еще не все потеряно.

Полтора миллиона россиян могут быть выселены из своих квартир уже в середине апреля. С 11 апреля 2004 года вступает в силу статья закона "Об основах федеральной жилищной политики", согласно которой недобросовестные квартиросъемщики должны будут покинуть свои жилища.
Под словом "недобросовестные" понимаются те, кто задолжал оплату за квартиру или за коммунальные услуги минимум за полгода. Однако, это не единственный критерий отбора. Речь идет о жильцах неприватизированных квартир - тех, кто заключил договор социального найма. Именно к ним с 11 апреля будут предъявляться иски коммунальных организаций.
По решению суда злостные должники будут переселяться из своих квартир в другое жилье, уже исходя из норм, которые определены для общежития, - 6 квадратных метров на человека, сообщает радиостанция "Эхо Москвы". Предыдущая редакция закона допускала учет особых обстоятельств должников. В новом варианте документа этой нормы нет. Равно как нет и специальных площадей для отселения. Скорее всего, должники будут заселяться в общежития и коммунальные квартиры.
"Закон, позволяющий выселять из квартир злостных неплательщиков, уже действует,"- заявила в эфире радиостанции "Эхо Москвы" депутат Госдумы РФ Галина Хованская. Так она прокомментировала информацию о том, что норма закона, позволяющая выселить квартиросъемщиков за более чем 6-месячную задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, вступит в действие 11 апреля 2004 года. По словам Хованской, "в старой редакции закона это норма была, но в более мягкой форме: там говорилось о возможности органов местного самоуправления увеличить срок задолженности ввиду особых обстоятельств у семьи". "Это давно действующая норма, - заметила депутат. - И там, где ее пытались применить, 99% квартиросъемщиков гасило свою задолженность".
"Теперь, если свыше полугода не оплачиваются жилищно-коммунальные услуги, то управляющими организациями подается иск в суд, и неплательщика могут выселить по нормам общежития - 6 квадратных метров жилой площади на человека, - сообщила Хованская. - Единственное, о ком нельзя говорить, это те, кто живет в общежитии или коммунальной квартире и состоит в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий".
Депутат добавила, что закон "касается только нанимателей жилых помещений". "Если говорить о собственниках, то там работает норма Гражданского кодекса, - пояснила она, - и по решению суда квартира, находящаяся в собственности, может быть продана на торгах, и сумма за вычетом долга и судебных издержек будет возвращена собственнику".
23 апреля 2003 года Совет Федерации одобрил закон, вносящий изменения и дополнения в федеральный закон "Об основах федеральной жилищной политики". За этот закон, являющийся ключевым в пакете по реформированию ЖКХ, высказались 116 сенаторов, 14 - против, 8 - воздержались.
Законом предусматривается, что граждане, не оплачивающие жилье в течение шести месяцев, должны быть выселены в судебном порядке. По закону, в случае, если оплата жилья по договору социального найма не производится в течение шести месяцев, "наниматель и проживающие с ним члены семьи подлежат выселению в судебном порядке с предоставлением жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям по нормам общежития".
Закон устанавливает, что тарифы на услуги ЖКХ могут повышаться не чаще одного раза в год. Согласно документу, размер пени при задержке потребителем оплаты жилья и коммунальных услуг "не должен превышать 1/300 действующей в настоящее время ставки рефинансирования в РФ от неоплаченных в срок сумм за каждый день задержки". Закон предусматривает постепенную замену дотаций, передаваемых организациям ЖКХ на содержание жилья и оказание коммунальных услуг, адресными субсидиями гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг. Размер субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с законом будет рассчитываться, исходя из цен на оплату жилья для населения в государственном и муниципальном жилищном фонде. Органы госвласти субъектов РФ будут устанавливать порядок и условия предоставления субсидий на территории соответствующего субъекта РФ.
В соответствии с законом, правительство РФ будет определять принципы ценообразования на услуги ЖКХ и утверждать ежегодные федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг. Также правительство РФ определяет правила содержания и ремонта жилья и оказания коммунальных услуг и методику перерасчета оплаты жилья и коммунальных услуг.
Органы госвласти субъектов РФ смогут устанавливать региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг в соответствии с федеральными стандартами. Органы местного управления и органы власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга будут устанавливать нормы потребления коммунальных услуг, цены на оплату жилья в государственном и муниципальном жилых фондах и тарифы на коммунальные услуги.
21 марта 2003 года Госдума РФ разрешила выселять из квартир за долги по квартплате. Соответствующую поправку депутаты внесли в закон "Об основах федеральной жилищной политики". В соответствии с принятой поправкой, если оплата жилья не производится в течение 6 месяцев, наниматель и проживающие с ним члены семьи подлежат выселению в судебном порядке.

Нам стали известны планы городской администрации по снятию трамвайных путей. Наибольшую тревогу вызывают три участка.
Первый - Вознесенский проспект от Садовой улицы до набережной реки Фонтанки. Сроки выполнения - 2005 года после завершения реконструкции Садовой. И как продолжение линии - Измайловский проспект от набережной реки Фонтанки до 1-й Красноармейской улицы. Тоже в 2005 году после завершения реконструкции Садовой и пересечения 1-й Красноармейской улицы и Измайловского проспекта. Похоже, чиновники начинают "отрезать" трамвайный парк N 1 от Васильевского острова. После начала реконструкции моста лейтенанта Шмидта, из Московского района на Васильевский остров можно будет приехать только на автобусе.
Второй - набережная Обводного канала от Старо-Петергофского до Измайловского проспекта, который хотят демонтировать в 2005 году. Таким образом столоначальники пытаются похоронить идею скоростной трамвайной линии, которая соединяла бы Кировско-Выборгскую, Московско-Петроградскую и Невско-Василеостровскую ветки метро. Строительство кольцевой подземки городское правительство даже не обсуждает. Видимо, из-за ошибок, допущенных при восстановлении "размыва" на Кировско-Выборгской линии.
Третий - Большой Крестовский мост. Обрубить сразу три маршрута - шестой, одиннадцатый и сороковой - собираются в 2007 году. Добираться до Приморского парка победы и Елагина острова, до стадиона имени С.М. Кирова, "Спартака" и "Динамо", до дельфинария, до больниц N 7 и 31, которые расположены на проспекте Динамо, официально будут предлагать добираться на метро. Но реально причина здесь иная - если рядом проходит трамвай, то цена шикарных квартир с видом на парк, будет намного ниже. Законность постройки домов в парковой зоне наших руководителей совершенно не волнует. Там, где есть большая прибыль, социальная справедливость, законность и просто здравый смысл, не имеет никакого значения.
Со снятием трамвайных путей ухудшится экология в центре города. Больше будет больных, страдающих от легочных и сердечно-сосудистых заболеваний. Раз будет больше автобусов и автомобилей, значит, больше будет зависимость от колебаний цен на нефть. Электрический транспорт, как показывает опыт западноевропейских стран, сдерживает рост цен на энергоносители.
Наши бюрократы об этом не думают. Им важно набить свои карманы деньгами. Значит, беззакония будут продолжаться. Социальный транспорт - только начало. Нужно готовится к худшему.

Обращение в Генеральную прокуратуру помогло - получен ответ относительно судьбы многострадального Среднего проспекта, подписанный и.о. заместителя председателя комитета К.А. Кочеровым (+ 3.2 -242 от 01.04.2004 года). В нем сообщается, что "открытие трамвайного движения по маршрутам NN 1, 6, 11 планируется по ранее действующим схемам после завершения дорожных и восстановления трамвайных путей ... от 8-9 линии до 18-19 линии". Окончание работ планируется в IV квартале 2004 года. Контроль осуществляет Администрация Василеостровского района.
Ответ получен, но проблемы остаются. В прошлом году, когда начинали ремонт Среднего проспекта, нам ведь публично обещали, что его завершат в ноябре 2003 года. Теперь затягивается почти на год, но никто из чиновников не понес никакой юридической ответственности.
Вспоминается карьерный рост бывшего губернатора В.А. Яковлева. В начале своего губернаторства он публично обещал не снимать трамвайные рельсы и даже развивать трамвайное движение. Даже подписал целевую программу "Стабилизация и развитие наземного пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге на 1999 - 2003 годы", которая предполагала улучшение трамвайных рельсов и закупку достаточного количества новых вагонов. Но слов своих не сдержал. Чиновники из городского правительства издавали приказы о снятии трамвайных рельсв, а деньги для приобретение новых трамваев, похоже, потратили на снятие трамваных путей в центре города. Потом он вместе с Министерством Финансов подписал поручительство, после которого консорциум английских банков выделил кредит на 200 млн долларов для РАО "Высокоскоростные магистрали". Яму около Московского вокзала вырыли, транспортно-коммерческий центр на Лиговском проспекте не построили, деньги куда-то исчезли, Арбитражный суд решает - кто сколько кому должен, но высокопоставленный чиновник опять вышел "сухим из воды". Даже стал представителм президента в Южном федеральном округе.