Обсуждая не раз в ходе самых разных дискуссий - дебатах ли на подиуме, спорах ли в социальных сетях и интернет-рассылках, за "круглым" ли столом в телевизионном эфире - возможность и реальность альтернативы капиталистическому миропорядку, постоянно наталкиваешься на одно и то же возражение защитников существующего общественного строя. "Да, нынешний глобальный капитализм плох и несправедлив, но любая попытка найти иное решение - это кровь, диктатура, ГУЛАГ...". Любимое занятие либеральной публики - упрекать социалистов в приверженности идее, заключающейся в том, что без силовых методов не снять отчуждение людей от производимого ими прибавочного продукта и не выйти за рамки связанных с этим отчуждением социальных отношений. Любые попытки возражений парируются либералами банальным и без конца тиражируемым в самых разных вариациях тезисом о том, что таковы-де "теория и практика диктатуры пролетариата". А тот, кто от подобной подмены понятий открещивается, уже не социалист, не коммунист, вообще не левый, а чуть ли не единоросс... Между тем, внимательный анализ документов из советских архивов, опубликованных в последние годы, добросовестно и качественно сделанных на их основе фундаментальных исследований послевоенных социальных преобразований на территории государств Центральной и Восточной Европы, показывает нечто совсем иное. В те самые ("страшные", по мнению либеральных историков) годы руководство СССР во главе со Сталиным демонстрировало совершенно удивительный для читателей, воспитанных на пропагандистских штампах времен перестройки и рыночных реформ, прагматизм. Причём не только во внешней политике, но и в теоретическом её обосновании. |